НК РФ, глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Совершение налогового правонарушения всегда влечет ответственность, если доказана вина субъекта. Санкции устанавливаются НК, УК, КоАП и другими нормативными актами, регламентирующими отношения в сфере налогообложения. Рассмотрим далее основные виды налоговых правонарушений.

виды налоговых правонарушений

Общие сведения

В НК РФ закрепляются наказания за разные виды налоговых правонарушений. При этом санкции применяются как к физлицам, так и к организациям. Порядок вменения санкций гражданам регулируется главой 16 НК РФ. Физлица привлекаются к ответственности с 16 лет.

Условия вменения наказаний

В законодательстве закреплены принципы, согласно которым устанавливается ответственность за налоговые правонарушения. В 108 статье НК установлено, что субъект может быть наказан за виновное деяние только по основаниям и правилам, предусмотренным в Кодексе. При этом ответственность за налоговое правонарушение по НК для гражданина наступает в том случае, если в его действиях отсутствуют признаки преступлений, наказание за которые закреплено УК.

Формы вины

Согласно НК, лицо может совершить противоправные действия умышленно либо по неосторожности. В первом случае субъект осознает незаконность своего поведения, желает или допускает наступление негативных последствий. Неосторожность означает, что лицо не понимает противоправного характера действий/бездействия или не допускает вероятность возникновения ущерба от них, но при надлежащей бдительности могло и должно было их понимать и допускать.

При этом никто не может считаться виновным, пока это не будет доказано в установленном порядке. Причастность лица к правонарушению должна подтверждаться актом уполномоченного органа (суда или ФНС).

Субъект, который привлекается к ответственности, не должен доказывать невиновность. Это бремя возлагается на налоговый орган. При выявлении неустранимых сомнений в виновности субъекта они должны толковаться в его пользу.

Если причастность лица к правонарушению доказана не будет, то санкции к нему не применяются.

Нюансы

Как установлено в 114 статье НК, санкцией признается определенная мера ответственности за налоговое правонарушение. Наказание выражается, как правило, в виде денежных взысканий (штрафов).

Если будет установлено, что субъект совершил несколько видов налоговых правонарушений, санкции вменяются за каждое из них. При этом наказание не может применяться дважды за одно и то же противоправное деяние.

Вменение юрлицу санкций, установленных в НК, не предполагает освобождение его должностных лиц от административной, уголовной и других видов ответственности за данные противоправные действия.

Постановка на учет

Законодательство предписывает плательщикам вставать на учет в ИФНС по месту своего нахождения (адресу проживания, если речь о физлице-предпринимателе), месту расположения обособленного подразделения, имущества (недвижимости и транспорта), принадлежащего субъекту и подлежащего обложению.

долги по налогам

Несоблюдение лицом сроков регистрации в ИФНС при отсутствии признаков налогового нарушения влечет наложение штрафа. Его величина составляет 5 тыс. руб. За нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе субъекту вменяется штраф в размере 10 % от прибыли, полученной в результате деятельности без документов. Сумма взыскания, однако, не может быть меньше 20 тыс. руб.

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размере 20 % от прибыли, если субъект осуществлял предпринимательскую деятельность без документов больше 3-х мес.

Предоставление информации

Одним из распространенных видов налоговых правонарушений считается несоблюдение субъектом сроков направления в ИФНС сведений об открытии/закрытии банковских счетов. За такое деяние в НК установлен штраф размером 5 тыс. руб.

Непредставление плательщиком декларации в ИФНС по месту учета налагается взыскание – 5 % от налога, подлежащего перечислению в бюджет, согласно отчету. Штраф взимается за каждый неполный или полный месяц с даты, установленной для передачи документов в контролирующий орган. При этом величина взыскания не должна быть больше 30 % от суммы налога и меньше 100 р. Эта санкция применяется, если в действиях плательщика не выявлено признаков налогового нарушения.

Если субъект не предоставляет декларацию более 180 дн. с даты окончания срока, установленного для ее сдачи по закону, с него взыскивается штраф – 30 % налоговой суммы, указанной в документах, и 10 % от нее же за каждый неполный или полный месяц просрочки. Вторая часть штрафа вменяется со 181 дня.

Несоблюдение порядка отчисления обязательных платежей

Неуплата или неполная уплата сумм налога вследствие занижения базы, другого неверного расчета или иных противоправных действий/бездействия влечет наложение штрафа. Он составит 20 % от неотчисленных сумм.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и(или) перечислению налогов без уважительных причин также влечет штраф. Его величина тоже составляет 20 % от неотчисленной суммы.

Особые случаи

В ст. 129.1 НК закрепляется наказание за незаконное несообщение либо несвоевременное сообщение сведений налоговому органу, если, в соответствии с законодательством, субъект обязан предоставить необходимую информацию, а также непредставление пояснений, предусмотренных 3 пунктом 88 статьи Кодекса пояснений в случае несдачи декларации. Виновным лицам за данное деяние (при отсутствии признаков нарушений, установленных ст. 126) вменяется штраф в 5 тыс. руб.

Если указанные деяния совершены повторно на протяжении 1 календарного года, сумма штрафа повышается до 20 тыс. руб.

За незаконное непредоставление (несвоевременное представление) иностранной организацией (либо структурой без образования юрлица) информации, предусмотренной п. 3.2 23 статьи НК, вменяется взыскание в размере 100 % налога с имущества этого предприятия. Сумма исчисляется в отношении недвижимости, принадлежащей этой организации/структуре. При этом расчет взыскания осуществляется пропорционально доле участия в предприятии, информация о котором не предоставлена (предоставлена несвоевременно). Если определить долю невозможно, штраф определяется пропорционально числу участников.

ответственность за налоговые правонарушения

Незаконное непредоставление (несвоевременное представление) плательщиком-физлицом сведений, предусмотренных в п. 2.1 23 статьи НК, влечет штраф. Он составит 20 % от неотчисленного налога с недвижимого имущества либо транспортного средства, по которым соответствующая информация не передана ИФНС.

В 127 статье Кодекса закрепляется наказание за отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа или непредоставление их в установленные законодательством сроки. Согласно норме, санкция за такие деяния составляет 5 тыс. руб.

Уголовное наказание

В УК предусмотрены специальные условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Они закреплены в гл. 22.

Существует три группы деяний, образующих состав преступлений:

  1. Уклонение от отчисления платежей.
  2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике.
  3. Невыполнение обязанностей, установленных для налоговых агентов.

Уклонение от перечисления обязательных платежей

Это преступление может совершаться путем:

  • Непредставления декларации или другой документации, предоставление которой обязательно.
  • Передачи ложной информации в ИФНС.

И то, и другое может обуславливаться грубым нарушением правил учета расходов и доходов и объектов налогообложения. В таких ситуациях субъект вынужден скрывать реальное положение дел. В любом из приведенных случаев образуются долги по налогам. Здесь следует учесть, что наказание по УК наступит только в том случае, если преступление совершено в крупном размере. Им считается сумма, превышающая 600 тыс. руб. за 3 идущих подряд года. При этом величина долга по налогам должна составлять больше 10 % от нее или превышать 1 млн 800 тыс.

Наказание будет ужесточено, если преступление совершено в размере, считающемся особенно крупным. Им признается сумма, превышающая 3 млн руб. за 3 идущих подряд финансовых года, если доля невыплаченных налогов больше 20 % от суммы, подлежащей перечислению, или превышает 9 млн руб.

За налоговое преступление в крупном размере вменяется одна из следующих уголовных санкций:

  1. Штраф 100-300 тыс. руб. или в сумме доходов виновного за 1-2 г.
  2. 4-6 мес. ареста.
  3. До года тюрьмы.

При особенно крупном размере наказание будет одним из следующих:

  1. Денежное взыскание 200-500 тыс. руб. или в размере дохода лица за 1,5-3 г.
  2. До 3-х лет тюрьмы.

Объект правонарушения

В качестве него выступают ценности и блага, которым причиняется ущерб противоправными действиями плательщика. Они нарушают порядок:

  • Расчета и уплаты налогов.
  • Учета плательщиков.
  • Составления отчетности.

Объективную сторону составляют незаконные действия/бездействие субъекта, за которые в НК и иных нормативных актах установлена ответственность.

совершение налогового правонарушения

Признаки правонарушения

Для привлечения субъекта к ответственности необходимо наличие следующих оснований:

  1. Правового. Это означает, что в законодательстве должна присутствовать норма, устанавливающая конкретное наказание для нарушителя.
  2. Процессуальное. При доказанности вины уполномоченный орган должен принять акт о вменении субъекту меры ответственности.
  3. Фактическое. Наказание наступает только за реально совершенное деяние конкретным лицом.

Налоговые санкции

Меры ответственности, установленные в НК, направлены на предупреждение повторных нарушений не только лицом, к которому они применяются, но и другими субъектами.

После вынесения постановления о вменении санкции в ситуациях, когда внесудебная процедура взыскания не предусмотрена законом, ИФНС направляет иск:

  • В арбитражный суд – при привлечении к ответственности ИП или юрлица.
  • В инстанцию общей юрисдикции – при наложении санкции на гражданина, не являющегося предпринимателем.

Умышленные деяния представляют большую опасность для общества. За них НК устанавливает более строгие наказания. Так, к примеру, при уклонении от уплаты налогов вследствие неверного исчисления или занижения базы, влекут наложение взыскания в размере 20 % от суммы недоимки. Если же эти действия совершены умышленно, размер штрафа удваивается.

Факторы, исключающие виновность

В 11 и 112 статьях НК закрепляются обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание плательщика. К факторам, исключающим виновность субъекта, можно отнести:

  1. Стихийное бедствие или иное чрезвычайное происшествие, действие непреодолимой силы.
  2. Неспособность лица руководить своими действиями и понимать последствия их совершения.
  3. Применение субъектом письменных пояснений по вопросам, связанным с налогообложением, подготовленных налоговым органом.

Необходимо сказать, что перечень указанных обстоятельств не считается исчерпывающим. Налоговые структуры и суды вправе признать обстоятельство, не указанное в НК, смягчающим.

неуплата или неполная уплата сумм налога

Плательщика нельзя привлечь к ответственности за налоговое нарушение, если выявлено хотя бы одно из следующих условий:

  • Не установлено событие правонарушения.
  • Отсутствует вина субъекта.
  • Недостижение возраста ответственности.
  • Истечение давностного срока. Нельзя привлечь к ответственности лицо, хотя и виновное в правонарушении, если с даты совершения противоправного действия прошло 3 года.

Смягчающие обстоятельства

К субъекту могут применяться более мягкие санкции, если правонарушение совершено им:

  1. Под воздействием принуждения или угрозы.
  2. Ввиду служебной, материальной или другой зависимости.

В НК установлено, что при наличии одного из приведенных выше факторов, размер санкции должен быть снижен не менее чем вдвое. В 3 пункте 114 статьи НК указывается только минимальный предел уменьшения наказания. Суд и контролирующий орган может снизить размер санкции больше чем вдвое. В таких случаях учитывается характеристика плательщика, количество смягчающих факторов, материальное положение субъекта и пр.

Отягчающее обстоятельство

Ужесточение наказания допускается, в случае если субъект совершил повторное правонарушение. Повторность считается установленной при выполнении ряда условий.

В первую очередь нарушение, за которое к лицу применяется мера ответственности, должно быть аналогичным совершенному ранее деянию. К примеру, не считаются схожими непредоставление юрлицом декларации и систематическое неверное отражение хозяйственных операций на счетах бухучета. Эти деяния отличаются по объективной стороне.

Для ужесточения санкции необходимо, чтобы лицо было привлечено к ответственности. Это значит, что более строгая санкция вменяется в период, когда предыдущая еще не погашена.

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

В-третьих, новое нарушение должно иметь место в течение года с даты вступления судебного постановления или акта ИФНС о применении к лицу меры ответственности за аналогичное деяние. По истечении этого периода субъект будет считаться непривлекавшимся к ответственности.

Дополнительные сведения

Субъект признается привлеченным к ответственности за налоговое нарушение в течение года с даты вступления в действие судебного решения или постановления налоговой инспекции. В случае совершения за указанный срок другого противоправного деяния, денежное взыскание может быть увеличено на 100 %. Повторное правонарушение признается отягчающим обстоятельством.

Согласно положениям 8 пункта 101 статьи НК, в постановлении о привлечении субъекта к налоговой ответственности излагаются условия совершения деяния, а также приводятся ссылки на нормативные акты и другие документы, подтверждающие событие. В случае неисполнения ИФНС этого требования факт совершения правонарушения и виновность плательщика будут считаться недоказанными.

Давностный срок, на протяжении которого допускается наложение на виновного взыскания, исчисляется со дня составления акта по результатам проверки (выездной либо камеральной), а не принятия решения по ее итогам. Этот период считается пресекательным, т. е. восстановлению не подлежит. При пропуске этого срока суд откажет в удовлетворении требований, заявленных налоговой инспекцией.

Заключение

Факт неперечисления налогов в размере, меньшем, чем крупный, даже при наличии всех формальных признаков преступления, не повлечет уголовную ответственность. Пояснения по этому вопросу приведены в 14 статье УК. Согласно положениям 2 пункта указанной нормы, преступлением не считается действие/бездействие, формально содержащее признаки противоправного деяния, но ввиду малозначительности не являющееся опасным для общества.

Между тем следует учитывать, что за налоговые правонарушения ответственность закрепляется не только в УК, но и в КоАП, а также в НК, но отсутствие в поведении субъекта признаков преступления не означает, что он будет освобожден от перечисления обязательных платежей и штрафов.

Налоговая система считается одним из ключевых элементов экономики. Она используется государством как основной инструмент воздействия на хозяйственную деятельность общества, определения направлений социального и экономического развития страны.

Нестабильность налоговых отчислений, частый пересмотр ставок, льгот, числа налогов и пр. негативно влияет на состояние народнохозяйственного комплекса. Тем не менее в стране действуют законы, положения которых должны соблюдаться.

Противоправные действия хозяйствующих субъектов причиняют не только прямой ущерб государству в форме недополученных сборов, но и косвенный. Последний выражается в том, что лица стремятся возложить обязанность по содержанию социальной инфраструктуры на бюджет.

непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике

Все граждане одновременно выступают в качестве плательщиков налогов и потребителей благ. Но в первом случае субъекты стремятся к минимизации обязательных отчислений, полагая, что тем самым смогут повысить свое благосостояние. Выступая же в качестве потребителей, граждане требуют улучшения уровня обслуживания.

Как показывает анализ преобразований в сфере налогообложения, выдвигаемые предложения в лучшем случае касаются только некоторых элементов системы. В первую очередь речь о величине отчислений, предоставляемых льгот, объектов обложения, процесса замены одних сборов другими.

Многие эксперты констатируют, что в настоящее время существует достаточно много проблем в сфере налогов, и решить их, используя те же подходы, что и раньше, уже невозможно. Современные условия требуют качественно новых реформ. От эффективности преобразований зависит и дисциплина субъектов налоговых правоотношений. Реформы должны быть направлены на повышение финансовой культуры плательщиков. Только в этом случае можно рассчитывать на снижение числа правонарушений в сфере налогов и сборов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.