Дэниел Белл и теория постиндустриального общества

Обсудить Редактировать статью
 

Дэниел Белл (родился 10 мая 1919 года, Нью-Йорк , Нью-Йорк, США - умер 25 января 2011 года, Кембридж , штат Массачусетс), американский социолог и журналист, который использовал социологическую теорию для примирения того, что, по его мнению, было врожденными противоречиями капиталистических обществ. Он ввел понятие смешанной экономики, объединяющей частные и государственные элементы.

фото Дэниела Белла

Биография

Он родился в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена в семье еврейских рабочих-иммигрантов из Восточной Европы. Его отец умер, когда Дэниелу было восемь месяцев, и семья жила в бедных условиях на протяжении всего его детства. Для него политика и интеллектуальная жизнь были тесно переплетены даже в его ранние годы. Его опыт формировался в еврейских интеллектуальных кругах: она был членом Социалистической лиги молодежи с тринадцатилетнего возраста. Позже он стал частью радикальной политической среды Городского колледжа, где был близок к марксистскому кружку, в который также входил Ирвинг Кристол. Дэниел Белл получил степень бакалавра социальных наук в Городском колледже в Нью-Йорке в 1938 году и в течение 1939 года изучал социологию в Колумбийском университете. В течение 1940-х годов социалистические склонности Белла становились все более антикоммунистическими.

Белл с художницей Хелен Франкенталер

Карьера

Белл работал журналистом более 20 лет. Как главный редактор «Нового лидера» (1941–44) и один из редакторов журнала «Удача» (1948–58), он много писал на различные социальные темы. Он начал академическое преподавание, сначала в Чикагском университете в середине 1940-х годов, а затем в Колумбии в 1952 году. После службы в Париже (1956–57) в качестве директора программы семинаров Конгресса за свободу культуры, он получил докторскую степень в Колумбийском университете (1960), где был назначен профессором социологии (1959–69). В 1969 году Дэниел Белл стал профессором социологии в Гарвардском университете, где он оставался до 1990 года.

С середины 1950-х годов до своей смерти в 2011 году он сочетал очень активные научные исследования с чтением лекций, работой журналиста, а также политической деятельностью.

Труды

Три основные книги Дэниела Белла: «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), «Конец идеологии» (1960) и «Культурные противоречия капитализма» (1976). Его труды представляют собой значительный вклад в социологию современности, благодаря общему анализу социальных и культурных тенденций и пересмотров ведущих социальных теорий. Его работа была основана на раннем отказе от марксистской схемы радикальной социальной трансформации, вызванной конфликтом классов. Это было заменено веберовским акцентом на бюрократизацию и разочарование современной жизни с истощением доминирующих идеологий, закрепленных в социалистических и либеральных утопиях. Рост сферы услуг, основанной на знаниях, а не на частном капитале, в сочетании с беспокойной гедонистической культурой потребления и самореализации, открыл новый мир, в котором необходимо переосмыслить отношения между экономикой, политикой и культурой и политическими стратегиями.

обложка «Грядущего постиндустриального общества»

Социолог Дэниел Белл, как и Вебер, был впечатлен многогранной сложностью социальных изменений, но, как и Дюркгейма, его преследовало неуверенное место религии и сакрального во все более профанном мире. Социология и общественная интеллектуальная жизнь ученого были направлены на решение этих основных проблем в течение более чем шестидесяти пяти лет.

Обширный вывод Дэниела Белла отражает его интерес к политическим и экономическим институтам и к тому, как они формируют человека. Среди его книг - «Марксистский социализм в Соединенных Штатах» (1952; переиздан в 1967 году), «Радикальное право» (1963) и «Реформирование общего образования» (1966) ), в которых он пытался определить взаимосвязь между наукой, техникой и капитализмом.

За свою работу он получил множество наград, в том числе, Премию Американской социологической ассоциации (ASA) (1992), Премию Талкотта Парсонса Американской академии искусств и наук (AAAS) по социальным наукам (1993) и Премию Токвилля правительства Франции (1995).

Постиндустриальное общество Дэниела Белла

Он описывает его возникновение следующим образом.

Фраза «постиндустриальное общество» в настоящее время широко используется для описания необычайных изменений, происходящих в социальной структуре развивающегося постиндустриального мира, который не полностью вытесняет аграрный и индустриальный миры (хотя он трансформирует их существенным образом), но представляет новые принципы инноваций, новые способы социальной организации и новые классы в обществе.

Белл на Нью-йоркской фондовой бирже

Содержание идеи

Основным расширением в современном обществе являются «социальные услуги», прежде всего, здравоохранение и образование. И то, и другое является сегодня основным средством повышения производительности в обществе: образование путем продвижения к приобретению навыков, особенно грамотности и счета; здоровье, уменьшая заболеваемость и делая людей более приспособленными к работе. Для него новой и центральной особенностью постиндустриального общества является кодификация теоретических знаний и новое отношение науки к технологии. Каждое общество существует на основе знаний и роли языка в передаче знаний. Но только в двадцатом веке стало возможным увидеть кодификацию теоретических знаний и разработку самосознательных исследовательских программ в развертывании новых знаний.

Белл в последние годы жизни

Социальные изменения

В предисловии к новому изданию 1999 года своего «Постиндустриального общества» Дэниел Белл описал произошедшие, важные на его взгляд, изменения.

  1. Уменьшение процента рабочей силы (от общего числа населения), занятых в производстве.
  2. Профессиональные изменения. Наиболее поразительным изменением в характере работы является необычайный рост профессиональной и технической занятости и относительное сокращение квалифицированных и полуквалифицированных рабочих.
  3. Собственность и образование. Традиционным способом получения места и привилегий в обществе было наследование - семейной фермы, бизнеса или занятия. Сегодня образование стало основой социальной мобильности, особенно с расширением профессиональных и технических рабочих мест, и даже предпринимательство теперь требует наличия высшего образования.
  4. Финансовый и человеческий капитал. В экономической теории раньше капитал рассматривался главным образом как финансовый, накопленный в виде денег или земли. Человеческий в настоящее время рассматривается как существенная особенность в понимании силы общества.
  5. На первый план выходит «интеллектуальная технология» (основанная на математике и лингвистике), которая использует алгоритмы (правила принятия решений), модели программирования (программного обеспечения) и симуляции для запуска новых «высоких технологий».
  6. Инфраструктура индустриального общества была транспортной. Инфраструктура постиндустриального общества – коммуникационная.
  7. Теория знаний о ценности: индустриальное общество основано на трудовой теории стоимости, а развитие промышленности происходит с помощью трудосберегающих устройств, заменяющих капитал трудом. Знание является источником изобретений и инноваций. Это создает добавленную стоимость и увеличивает отдачу от масштаба и часто экономит капитал.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.