Фанни Эльслер: танцовщица балета, биография, фото и личная жизнь

Удивительная, красивая и талантливая женщина, ставшая одной из самых ярких и фантастических знаменитостей мирового балета своего времени, она прожила долгую, счастливую и чрезвычайно насыщенную жизнь, подобно сияющей звезде осветившую многочисленные ряды благодарных слушателей и горячих поклонников...

Детство

Будущая австрийская танцовщица балета Фанни Эльслер, при рождении получившая от матери-золотошвейки и отца, служившего камердинером и личным секретарем у знаменитого композитора Йозефа Гайдна, имя Франциска, появилась на свет 23 июня 1810 года в столичной Вене.

Фанни росла необыкновенно активной, подвижной и одаренной девочкой. Уже в свои семь лет она впервые выступила перед публикой, совершенно очаровавшейся ее искренним и живым танцем. Вскоре родители, вдохновленные талантом дочери, отдали юную Франциску вместе с ее старшей сестрой Терезой на обучение в балетную школу "Бургтеатра", расположенной в Хофбурге, являющемся зимней резиденцией австрийских монарших династий Габсбургов и основным местом пребывания всего венского императорского двора.

Первое же в биографии Фанни Эльслер выступление на сцене произошло в 1824 году, в старейшем оперном театре Европы «Сан-Карло».

Уже тогда юная танцовщица была чрезвычайно хороша собой и очаровательна. К своим же семнадцати годам она окончательно стала настоящим идеалом красоты и объектом подражания для светских девушек.

Легендарная танцовщица Фанни Эльслер

Юность

К своему совершеннолетию Фанни Эльслер, помимо утонченной привлекательности, которой ее щедро одарила сама природа, обладала и незаурядными физическими способностями. Даже после труднейших танцевальных па ее дыхание все так же оставалось ровным. Балерина была необыкновенно гибкой, легкой и пластичной. Один из почитателей ее таланта впоследствии писал:

Следя за нею, чувствуете какую-то легкость, у вас вырастают крылья...

Помимо перечисленного, танцовщица обладала и редким даром пантомимы, еще более усиливающей эффект от ее выступлений.

Когда юной балерине Фанни Эльслер исполнилось семнадцать, она окончательно покорила родную Вену и уехала покорять Италию, после которой к ее красивым ногам пали Германия, Франция и Великобритания.

Эльслер никогда не была классической балетной танцовщицей. Напротив, ее главной изюминкой были народные испанские танцы, а ее танцевальные па, в отличие от медленного и плавного балета, были радостными, живыми и состояли в основном из целых серий маленьких, быстрых и простых движений, заставляющих трепетать сердца зрителей.

На сцене Фанни Эльслер избегала академических правил и норм. В скором времени ее стали считать непревзойденной танцовщицей балетных интерпретаций таких народных танцев, как качуча, мазурка, краковяк, тарантелла и даже русская пляска.

К 1830 году Эльслер уже успела стать одной из самых заметных и ярких фигур в мире балета, окончательно покорив сцены Италии и Германии.

Танец Фанни Эльслер

Расцвет творчества

В июне 1934 года танцовщицу пригласили в Большую парижскую оперу, один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира. Именно в Париже Фанни Эльслер и обрела свой творческий триумф и настоящую мировую славу.

Те годы были совсем не простыми для Франции, пресыщенной кровавыми распрями и политическими войнами. Однако с приездом красавицы Эльслер все страсти на время улеглись, а горячие взоры парижан все чаще стали обращаться на "обладательницу самых красивых в мире ножек, безупречных коленок, восхитительных рук, достойной богини груди и девичьей грации».

Первое же выступление балерины на сцене Парижской оперы в спектакле "Буря" 15 сентября 1834 года произвело эффект разорвавшейся бомбы, и этот фурор растянулся на целых шесть лет, в течение которых Фанни Эльслер продолжала оставаться ведущей танцовщицей Оперы.

Фанни Эльслер, у ног которой была вся Европа

В 1840 году балерина отправилась с двухгодичными гастролями по Соединенным Штатам Америки и Кубе, став первой европейской танцовщицей, завоевавшей культурную жизнь этих стран. Даже в Америке, для которой в то время балет был диковинкой, Фанни возымела ошеломительный успех. Поклонники ее творчества в буквальном смысле носили ее на руках и осыпали золотом.

Австрийская балерина Фанни Эльслер

Коронным же и самым любимым у публики номером Эльслер был зажигательный испанский танец "Качуча", который она исполняла в балетной постановке "Хромой бес".

После возвращения из Америки Фанни покорила сцену Великобритании, а в 1843 году была даже избрана почетным доктором хореографических наук Оксфордского университета.

Фанни Эльслер. Литография Йозефа Крихубера, 1830 г.

Личная жизнь

Обратная сторона творческой жизни Фанни Эльслер была не менее насыщенной. Еще в 1824 году, во время ее выступлений в неаполитанском театре "Сан Карло", она познакомилась с сыном короля Неаполя Фердинанда IV наследным принцем Леопольдом Салернским, от которого впоследствии у нее родился сын Франц.

Через пять лет Эльслер приняла ухаживания видного политического деятеля, писателя и публициста, а заодно и страстного поклонника театрального искусства Фридриха фон Генца.

Фридрих фон Генц

Фон Генц был старше Фанни на целых сорок шесть лет. К своей молодой жене он относился с благосклонностью умудренного опытом отца, и уделял много времени и сил на ее образование, воспитание и обучение изысканным светским манерам. В целом этот брак можно было считать достаточно удачным для обеих сторон, однако продлился он совсем недолго - уже в 1832 году Фридрих фон Генц скончался.

Главной же загадкой и тайной личной жизни Фанни Эльслер стала ее связь с Наполеоном II, единственным законным сыном самого Наполеона Бонапарта.

Наполеон II

Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, он же Наполеон II - король Римский, он же Франц - герцог Рейхштадтский, более всего отличался от других отпрысков известных родителей только тем, что он был единственным наследником императора Наполеона Бонапарта. Молодому королю было суждено прожить всего двадцать один год, а Фанни Эльслер - стать его первой и последней улыбкой.

Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт

История их взаимоотношений настолько загадочна и противоречива, что отделить правду от художественного вымысла сегодня уже не представляется возможным. Как писали современники этой пары, вокруг Венского королевского дворца в Хофбурге располагался старинный парк, в котором с наступлением темноты наследник императора встречался с балериной Фанни Эльслер, в то время бывшей замужем за Фридрихом фон Генцем.

Так или иначе, но и Наполеон II, и фон Генц умерли в 1832 году, с разницей в один месяц. При этом молодой король скончался на месяц позже своего соперника, и по одной из версий был отравлен. Состоялась ли между ними дуэль, и пал ли фон Генц от руки Наполеона II, а сам наследник от руки людей, мстящих за смерть фон Генца, мы уже никогда не узнаем...

Сама же Эльслер после смерти своего тайного избранника уже не могла оставаться в Австрии. Не в силах выступать там, где навсегда закрылись глаза Наполеона II, она уехала в Париж.

"Фанни Эльстер". Картина художника Карла Бегаса

Россия

В 1848 году, после окончания всех своих триумфальных туров по Европе и Америке, Фанни Эльслер неожиданно приехала в Россию, где в течение трех сезонов блистала на петербургских и московских сценах.

Успех и любовь российских зрителей пришел к ней после ее ролей в балетных спектаклях "Мечта художника" и "Лиза и Колен". Эльслер, которой в то время исполнилось практически сорок лет, удалось заставить публику поверить, что героине постановки всего шестнадцать.

Когда же танцовщица показала свои коронные качучу, краковяк и особенно русскую пляску, популярность Фанни в России достигла уровня истерии.

Ниже на фото - Фанни Эльслер исполняет качучу.

Фанни Эльслер исполняет качучу

Во время ее прощального выступления с балетной постановкой "Эсмеральда" восторженные зрители только после окончания первого акта бросили на сцену около трехсот букетов. После спектакля же поклонники таланта балерины впряглись в ее карету вместо лошадей и довезли до дома.

Покидая Россию, очарованная оказанным ей приемом Фанни Эльслер поклялась, что навсегда покидает балет и после прощального спектакля в родной Вене больше никогда не выйдет на сцену.

Окончание карьеры

Свою клятву балерина сдержала.

Действительно, вернувшись в Австрию в 1851 году, она выступила с одним-единственным спектаклем "Фауст", после чего оставила сцену и стала жить обычной жизнью светской дамы, по большому счету закрытой как для окружающих, так и для бывших поклонников ее блистательного таланта.

Портрет Фанни Эльслер. Работа неизвестного художника

27 ноября 1884 года в возрасте 74 лет великая танцовщица балета Фанни Эльслер ушла из жизни.

Начав свой триумфальный путь в мир балета с балетной школы "Бургтеатр", расположенной в зимней резиденции династий Габсбургов, балерина закончила его неподалеку уже от летней резиденции этого монаршего рода - на Хитцингском кладбище города Вены...

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.