Как научить ребенка разговаривать: советы и работающие методики

Врачи, логопеды и психологи бьются над вопросом, почему так много современных детей отстают в речевом развитии. То ли влияние экологии, то ли повальное использование планшетов и смартфонов и просмотр телевизора чуть ли не с рождения... Так или иначе, проблема есть. Многие дети отстают в развитии речи. Конечно, речевое развитие индивидуально, но все же есть примерные сроки, в которые оно укладывается в норме. Это может подсказать, как научить ребенка разговаривать.

Доречевой период

Новорожденный знаменует свое появление на свет первым криком. Этот крик может быть громким и прозвучать сразу, а может потребовать стимуляции и оказаться тихим и слабым. Это один из признаков, которые учитывают врачи, когда оценивают состояние новорожденного по шкале Апгар. Крик - это еще не речь, но уже предпосылка к речи. Малыш выражает с его помощью свое негодование и свои потребности, а мамы научаются по интонации различать крики голода, боли или желания получить внимание. Вообще, весь первый год - это доречевой период. Крики все больше обогащаются разными оттенками интонаций, наряду с громким и нетерпеливым воплем возмущенного малыша в его «репертуаре» появляются более тихие, мягкие и разнообразные крики. И наконец, около 3 месяцев он начинает гулить.

Гуление - это звуки, похожие на «агу», которые могут перемежаться с кряхтением. Малыш лежит на спине и ему проще всего произносить звуки с помощью корня языка, поэтому первые звуки напоминают согласные Г, К, Х в сочетании с гласными. Это очень условная характеристика, потому что гуление нельзя назвать членораздельным. Вслед за гулением появляется лепет. Не всякий родитель может различить один и другой этап - они плавно перетекают друг в друга. В 6 месяцев дети садятся и поза располагает к тому, чтобы начать пользоваться кончиком языка и губами. Звуки становятся разнообразнее. А еще малыш на слух улавливает слоговую структуру языка и в его лепете звучат повторяющиеся слоги: ма-ма-ма, ля-ля-ля. Он как бы тренируется в их произнесении, чтобы затем сказать состоящие из них первые слова. Кстати, многие родители принимают эти сочетания слогов за слова, но далеко не всегда малыш, который повторяет «ба-ба-ба», зовет бабушку. Пока эти звукосочетания не имеют смысла. Слово же отличается осмысленностью.

младенец плачет

Речь ребенка в год

Считается, что первые слова появляются к году. Чуть раньше или чуть позже. Девочки слегка опережают в речевом развитии мальчиков. Эти слова могут быть очень простыми и короткими - «дай», «мама», «папа», среди них могут встречаться звукоподражания - «мяу», «ав», могут представлять собой искаженные варианты слов «иди» - «ди». Эти слова появляются периодически и связаны с ситуацией. Если от года до полутора лет он только лепечет, а первые слова так и не появились, становится все более важным вопрос, как научить ребенка разговаривать.

малыш ползет

Речь ребенка в 2 года

В 2 года словарный запас все накапливается. Исследователи насчитывают в словаре детей этого возраста около 200 слов. Дети могут использовать несложные слова для обозначения знакомых предметов и пользоваться так называемыми лепетными словами – «бай-бай», «ням-ням». К концу второго года в речи ребенка появляются первые элементарные фразы. Они простые и короткие: «Мама, дай», «Папа, иди!».

Поэтому если от двух лет до двух с половиной ребенок не начал говорить первые предложения, речь тоже идет об отставании. Как научить ребенка разговаривать в 2 года, если он не говорит совсем, подскажет логопед. Если же он лишь слегка отстает, можно попробовать развивать его речь самостоятельно.

девочка строит из кубиков

Речь ребенка в 3 года

К 3 годам фраза усложняется, в речи ребенка появляются предлоги, союзы, некоторые падежные формы, единственное и множественное число. Разумеется, его речь еще совсем далека от взрослой, и множества грамматических форм в ней еще не наблюдается. И все же ребенок уже умеет пользоваться уменьшительно-ласкательным суффиксом (собачка), использует приставки у глаголов. К примеру, кроме слова «ехать», в его речи могут быть уже такие глаголы, как «приехать» и «уехать». Дети обычно знают обобщающие слова, к примеру, что куртка, брюки, майка – это одежда. Звукопроизношение еще не соответствует нормам языка – вполне нормально смягчение согласных, отсутствие Р, Л и шипящих.

Если ребенок совсем не говорит в 3 года, как научить ребенка разговаривать, решает опытный логопед. Не рискуйте, не теряйте время, ищите специалиста, который занимается этим возрастом и специализируется на вызывании и развитии речи у детей. Ведь огромное количество логопедов работает над правильным произношением. Вам такой вариант не подойдет. Сначала должны появиться хоть какие-то слова, объединиться в предложения, а потом можно будет думать о звуках. Ведь дети говорят, чтобы передать свои мысли или эмоции и идеально произносимый звук Р в этом никак не поможет.

мальчик лежит

4 года и старше

К 4 годам предложения достигают 5-6 слов. Дети уже умеют использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, а их словарный запас обогащается прилагательными. К 5 годам они становятся способны к построению монологов, например, рассказать историю по картинке. Звукопроизношение обычно приходит в норму, но до 6 лет еще допустимо неправильное произношение шипящих и Р.

Если ребенок молчит

Если малыш совсем не пользуется словами, пускать ситуацию на самотек нельзя. Да, есть случаи, когда дети начинали говорить в 4 или даже 6 лет и становились знаменитыми людьми. Но бывает не меньше, а скорее больше случаев, когда у ребенка есть психоневрологические проблемы. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше. В этом должен участвовать не только логопед, но также невролог, психолог, дефектолог. В таком случае можно вовремя снизить возможные вредные последствия. К школьному возрасту ребенок окажется готовым к обучению –между прочим, письмо и чтение формируются на базе речи и даже считаются формой речи. И кроме того, он не будет психологически травмирован своим отставанием по сравнению с другими детьми, ведь оно будет вовремя преодолено!

Анамнез

Специалисты обычно интересуются, могло ли что-то вредно повлиять на ребенка. Для этого собирают анамнез. Важно отметить, были ли у малыша: родовая травма; асфиксия в родах; нейроинфекции, частые простуды, грипп, перенесенные в раннем детстве; черепно-мозговая травма у ребенка; несовпадение с матерью по резус-фактору; ребенку уделялось мало внимания, имеется дефицит общения.

доктор слушает ребенка

Признаки задержки

Как понять, что у ребенка задержка развития речи? Ребенок не обращается к взрослым или делает это с помощью жестов. Он произносит непонятные звукосочетания и совсем не старается быть понятым. В речи ребенка в 2 года есть только лепетные слова и звукоподражания. Он может называть одним лепетным словом разные предметы. Малыш не только плохо говорит, но и недостаточно хорошо понимает речь. Например, если обратиться к нему с несложной просьбой, он выполнит ее только тогда, когда речь сопровождается жестами. У таких детей часто отстает в развитии и моторика. Это значит, что они неловки, часто падают, натыкаются на предметы. Особенно может страдать мелкая моторика – согласованная работа пальцев рук. Поэтому малыш не умеет брать небольшой предмет двумя пальцами, как делаем мы, а хватает его всем кулачком. Чтобы выяснить, как научить ребенка разговаривать, важно понять, нет ли у него других нарушений.

На что обратить внимание

Помимо задержки речевого развития, у детей бывают и другие проблемы. Если малыш говорит слишком быстро и сбивчиво, а особенно если начинает растягивать и повторять звуки и слоги в словах: «мммммама», «пи-пи-пить» - это может быть признаком начинающегося заикания. Физиологические запинки в речи детей тоже бывают, но если эта особенность бросилась вам в глаза, нужно найти логопеда, который занимается заиканием, а также обратиться к неврологу – ведь заикание всегда говорит о проблемах с нервной системой.

Если ребенок не может запомнить простой текст, не понимает его при чтении взрослым вслух, никак не может его пересказать даже самыми простыми словами, возможно, он его просто плохо расслышал. А это уже наводит подозрение, что у ребенка проблемы со слухом. Если вы замечали, что малыш не слышит негромкие звуки и не замечает, откуда они доносятся, постоянно прибавляет громкость на телевизоре, это повод проверить его слух у ЛОРа, а также обратиться к педиатру и неврологу. Как можно научить ребенка разговаривать без помощи специалистов, если он плохо слышит речь!

Причины задержки

Причины отставания в развитии речи бывают разными. Иногда для этого есть физиологические предпосылки - замедленное или нарушенное развитие нервной системы. Такое бывает, особенно если до года ребенку были поставлены диагнозы гипертонус или ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Но развитие речи ребенка может замедляться и при прекрасном здоровье малыша. Ведь речь - функция не биологическая, как питание и движение, а социальная, поэтому на ее развитие сильно влияет окружение:

Стрессы тоже могут замедлить и даже приостановить развитие речи. Если в условиях жизни ребенка была значительная перемена - переезд, смена няни, то надо просто дать ему время адаптироваться.

С ним мало разговаривают дома. Многие дети проводят время в обществе компьютеров и телевизоров, а не близких людей. Постарайтесь постепенно уменьшать время, посвященное гаджетам, и при этом сами почаще разговаривайте с малышом.

Например, ребенок не нуждается в речи. Родители и так понимают все его жесты и издаваемые им звуки. Как научить ребенка хорошо разговаривать, если он этого не хочет? Важно создать ситуации, чтобы у него пробудилось желание общаться и быть понятым. В таком случае нужно почаще выводить малыша на детскую площадку, а позже - отдать в детский сад, чтобы у него возникла потребность в общении с другими людьми.

Как вызвать речь в год

Как научить ребенка разговаривать в год? Это самое подходящее время для появления первых слов и если чуть-чуть помочь ребенку, можно вполне подтолкнуть его речь к развитию. Если его нервная система в норме, возможно, вы быстро научите ребенка разговаривать. Как это сделать? Малыш уже готов к появлению слов, вам стоит немного ему помочь. Почаще говорите с ним. А когда малыш лепечет, можно присоединиться и повторять за ним слоги. А можно задать свои – медленно произнесите слог, чтобы малыш мог смотреть на движения вашего рта. Известно, что дети учатся артикуляции не только на слух, но и наблюдая за говорящими взрослыми. Это один из главных советов, как научить маленького ребенка разговаривать. Одними из первых в речи детей появляются звукоподражания. Можно попробовать их вызвать. Нужно обращать внимание ребенка на животных или предметы, издающие звуки: птички пищат: пи-пи-пи, водичка капает: кап-кап, жук летит: ж-ж-ж-ж. Возможно, малыш повторит за вами звукоподражание, подражая не столько вашей речи, сколько животному.

воробьи на ветке

Но если малыш старше, то ситуация становится серьезнее. В полтора года полное отсутствие слов – уже тревожный знак, а позже – и подавно. Как научить ребенка разговаривать в 1 5 года? Попробуйте делать все то же самое, а также применяйте советы, описанные ниже.

Как пробудить интерес ребенка к речи

Что делать, если у ребенка нет никакой неврологической патологии, а говорить он просто не хочет? Как научить ребенка разговаривать?Можно попробовать создать ситуацию, когда у ребенка будет необходимость сказать слово. Например, на полке лежит несколько разных игрушек, а малыш что-то просит. Не нужно пытаться угадать его желание, надо просить его сказать. Можно предлагать на выбор разную еду или напитки: «Ты хочешь сок или чай?». Но ребенок скажет слово только в том случае, если он может его сказать. Оно должно быть в его пассивном словаре, то есть он знает слово, всегда узнает на слух и может легко показать предмет. А также оно должно быть готово перейти в его активный словарный запас - тот, которым он пользуется, когда говорит. Так что слишком упорствовать и доводить ребенка до истерик не нужно.

малыши играют вместе

Зато можно то же самое перевести в игру. Например, можно играть в прятки с несколькими игрушками. Ребенку нужно позвать спрятавшуюся игрушку, чтобы та появилась. Неважно, как он произнесет это слово, главное, что оно прозвучало, например, «зая», «ая» или «зя» вместо зайчика.

На прогулке стоит обращать внимание малыша на окружающий мир, комментировать все, что видим вокруг. Этот совет подходит и для решения вопроса, как научить ребенка разговаривать в год. Важно, чтобы ребенок видел во взрослом живой интерес – он может ему передаться.

Чтобы научить ребенка разговаривать, как можно чаще надо читать малышу доступные для его возраста сказки, стихи и прибаутки. Можно делать это не только на ночь, но и в течение дня. Чтобы малышу было интересно, нужно показывать ему красивые и яркие картинки, которые обычно сопровождают сказки в детских книжках, показывать пальцем все действующие лица: «Вот дед, а вот баба..»

мама с девочкой читают

Как научить разговаривать ребенка в 2,5 года и старше, если он уже говорит, но отстает в развитии? Можно попробовать читать ему хорошо знакомый стишок или сказку, чтобы он договаривал слова или окончания. Ваше выжидательное молчание и взгляд на него вполне могут быть поняты как приглашение закончить фразу. Ведь маленькие дети любят, когда все повторяется и когда в знакомой прибаутке вдруг пропало слово, малыш хочет исправить упущенное.

Иногда заинтересовать ребенка может разговор по телефону. В то время как он не горит желанием вживую побеседовать с бабушкой, разговор с ней по телефону может стать для него интересной игрой. Ведь это так увлекательно – человека рядом нет, а голос слышен!

Как накопить словарный запас

Важно знакомить ребенка не только с названиями предметов, но и с действиями, которые могут совершать дети и взрослые. Так в речи малыша появятся глаголы, а благодаря им чуть позже станет возможным составление простейших предложений. Тогда вы сможете научить ребенка разговаривать правильно, овладевая не только словарем, но и грамматической стороной речи и синтаксисом. Как еще это можно сделать?

Нужно рассказывать не только о самих предметах, но и об их назначении: «Это ножницы. Ими режут бумагу». «В мыльнице лежит мыло». Нужно обращать внимание ребенка также на форму предметов, их размер и цвет, например, «большой красный мячик».

Важно познакомить ребенка с частями тела – сначала дети показывают их у себя по словам взрослого, это возможно даже до года, а потом называют сами.

На второй год жизни, если ребенок знает цвета на слух и показывает, можно попросить его показывать цвета предметов на картинке и называть их.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.