Гонки на грузовиках: самые жаркие соревнования на мощных автомобилях

Гонки на грузовиках набирают популярность по всему миру. Зрелищные соревнования мощных машин притягивают сотни тысяч болельщиков. Давайте разберемся в истории и особенностях этого экстремального вида автоспорта.

История гонок грузовиков

Гонки на грузовых автомобилях зародились в 1970-х годах параллельно в США и Европе. В Америке экстремальные заезды на фурах устраивали сами дальнобойщики на просторных автомагистралях, что приводило к авариям. Чтобы перевести стихийные гонки в законное русло, в 1979 году была основана Американская ассоциация трак-рейсинга (ATRA), организовавшая первый официальный чемпионат США.

В Европе идея проведения гоночных соревнований на грузовиках пришла от водителей-любителей, которые во время гонок Формулы-1 устраивали показательные заезды на большегрузах. Эта инициатива была поддержана Международной автомобильной федерацией (FIA), и в 1985 году стартовал первый чемпионат Европы по трек-рейсингу.

Уже первые официальные соревнования грузовиков собрали десятки тысяч зрителей и вызвали большой ажиотаж. К 1990-м годам популярность гонок на большегрузах значительно выросла. Трак-рейсинг стал проводиться не только в Северной Америке и Европе, но распространился в Азии, Австралии, Латинской Америке.

В 1990-2000-х годах во многих странах появились собственные национальные чемпионаты по гонкам на грузовиках:

  • Мексика - Tractocamiones (с 1992 г.)
  • Бразилия - Formula Truck (с 1996 г.)
  • Австралия - V8 Super Trucks (с 1988 г.)
  • Индия - T1 Prima Truck Racing Championship (с 2014 г.)

Так трак-рейсинг превратился в полноценный и чрезвычайно зрелищный вид автоспорта, привлекающий миллионы болельщиков по всему миру.

Технические особенности гоночных грузовиков

Гоночные грузовики существенно отличаются по своим техническим характеристикам от серийных машин. Их двигатели форсированы до 1000-1400 лошадиных сил. Мощность и вес грузовиков ограничены правилами гонок для обеспечения безопасности и равных условий соревнований.

Существует деление гоночных машин на три класса:

  1. Класс А - двигатель до 12 литров, вес до 5 тонн
  2. Класс В - двигатель до 14 литров, вес до 5,5 тонн
  3. Класс С - двигатель до 18,5 литров, вес до 6 тонн

По сравнению со стандартными грузовиками, гоночные машины проходят серьезную доработку: усиливается рама, меняется подвеска, ставятся спортивные трансмиссия и тормоза, облегчаются детали интерьера.

Благодаря этому гоночные тягачи способны разгоняться до 250 км/ч и показывать впечатляющую динамику в поворотах, несмотря на свой вес в несколько тонн. Гонки грузовиков по зрелищности ничуть не уступают заездам Формулы-1.

Таким образом, были рассмотрены ключевые вехи в истории зарождения и становления гонок на грузовых автомобилях, а также их основные технические особенности. Далее перейдем к обсуждению формата, правил и известных участников этих захватывающих соревнований.

Портрет гонщика на грузовике в шлеме

Формат и правила гонок

Гонки на грузовиках проводятся как на кольцевых трассах, так и в формате ралли-рейдов. Наиболее популярны кольцевые соревнования, так как они проходят на высоких скоростях и обеспечивают лучший обзор для зрителей.

Отличительной особенностью является старт гоночных грузовиков с хода при ограниченной начальной скорости до 70 км/ч. Максимальная скорость во время заезда не должна превышать 160 км/ч.

В гонках участвуют как заводские команды ведущих производителей грузовиков, так и частные пилоты на самостоятельно подготовленной технике.

Самые известные трассы для гонок грузовиков находятся в США (Атланта Мотор Спидвей), Германии (Нюрбургринг) и Испании (Харама).

Несмотря на ограничения по скорости, гонки грузовиков остаются достаточно опасным видом спорта. Наиболее распространенный риск - это аварии и столкновения, особенно на поворотах. Поэтому особое внимание уделяется мерам безопасности пилотов и зрителей.

Ночная гонка грузовиков на освещенной арене

Известные пилоты и команды

За многолетнюю историю трак-рейсинга в нем выделилось немало ярких имен пилотов и успешных команд.

В чемпионатах Европы доминируют немецкие производители грузовиков MAN и DAF, а также Mercedes-Benz и чешская Buggyra. Эти команды ежегодно претендуют на победу.

В ралли-рейдах более 30 лет лидирует российская команда КАМАЗ-Мастер, завоевавшая 17 побед на ралли Дакар.

Среди известных пилотов можно выделить многократных чемпионов Антонио Альбакете (Испания), Герда Кербера (Германия), Эдуарда Николаева (Россия).

Рекорды скорости и дальности

Несмотря на ограничения, гоночные грузовики продолжают устанавливать все новые рекорды скорости и дальности.

Абсолютный рекорд скорости для грузовиков был поставлен в 2002 году нидерландским пилотом Йорисом ван Овербиком и составил 256,9 км/ч.

Рекорд average speed на дистанции 24 часа принадлежит MAN и равен 133,5 км/ч (2017 г.).

Наибольшее расстояние за 24 часа - 4361 км - преодолел грузовик Freightliner в 2005 году.

Поддержка производителей

Гонки на грузовиках активно поддерживаются ведущими производителями тяжелой техники как эффективное PR-средство.

Участие в чемпионатах позволяет продемонстрировать надежность и возможности грузовых автомобилей перед миллионной аудиторией болельщиков.

Компании MAN, DAF, Renault и другие создают заводские гоночные команды, разрабатывают специальные модели для трек-рейсинга, выступают в роли спонсоров соревнований.

Благодаря продвижению через автоспорт, бренды грузовиков получают дополнительную узнаваемость и имидж надежной высокотехнологичной продукции.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.