Как знакомились и выходили замуж в 19-м веке: старинные объявления о знакомствах

Обсудить Редактировать статью
 

12 февраля во многих странах отмечали День брачных агентств, девять лет назад учрежденный в Украине как один из профессиональных праздников, а с 2011 года широко отмечающийся в России, США, Франции, Германии и ряде других стран. Наибольший пик популярности агентства, помогающие людям находить спутников жизни, пережили в 19 веке - во времена строгой морали, не позволявшей людям свободно общаться с представителями противоположного пола. Давайте познакомимся с особенностями романтических знакомств ушедшей эпохи.

Сватовство по связям

Большинство представителей богатых семей и высоких сословий выходили замуж только "за своих" и только благодаря знакомствам и связям своих родителей, бабушек и дедушек, дядей и тетей. Молодые люди, живущие на средства обеспеченных родственников и не смевшие прекословить, могли только надеяться, что выбранная для них "половина" не окажется слишком уж старой, глупой или просто неприятной. И если у молодых мужчин еще было какое-никакое право голоса в данном вопросе - уж во всяком случае их редко принуждали жениться на богатых вдовах или старых девах, то девушкам надеяться было практически не на что: если какой-нибудь седовласый генерал или чиновник, у которого отец девицы находился в подчинении, сватался к ней, в 99% случаев давалось скорое согласие.

Брачные объявления в газете

Однако в тех семьях, где не было подобных связей и в составлении удачной брачной партии молодым людям оставалось надеяться только на себя, популярностью пользовались так называемые "газетные знакомства". Подача брачных объявлений в газету у приверженцев традиционных ухаживаний вызывала неподдельный ужас. И если в 10-20-х годах на страницах газет подобное объявление могло стыдливо сверкнуть между заявкой на получение кредита и рекламой о продаже фортепиано, то к середине века из типографий выходили уже целые тиражи специализированных "брачных газет".

Эволюция объявлений

Первые подобные "заявки на брак", изредка появлявшиеся в английских газетах с 1811 года, сообщали лишь о половой принадлежности автора и его желании вступить в серьезные отношения. Не указывались ни возраст, ни социальный статус, ни внешние данные. К двадцатым годам желающие познакомиться уже тщательнее подходили к изложению информации: подробно описывали не только свои внешние данные и черты характера, но и желаемые черты потенциального партнера. Мне кажется, это связано с тем, что, после первых встреч "через газету", волна разочарования накрыла и авторов заметок, и тех, кто откликнулся на них. Вот представьте - приходит на встречу девушка, ожидая увидеть героя своих грез, а встречает в "желающем жениться" такого же старого дурака, за которого ее пытаются выдать родители, но только с меньшим состоянием. Или юноша, окрыленный своими фантазиями, является по объявлению на встречу с "леди, подыскивающей молодого мужа" - а там его тетушка Матильда 70-ти лет от роду, два года назад схоронившая своего мужа.

Псевдонимы

Отдельной забавной особенностью подобных объявлений стало распространенное использование псевдонимов - ну прямо как "никнеймы", массово используемые при общении и знакомствах в Интернете! Распространены были максимально поэтизированные прозвища, например "Джентльмен-Романтик", "Леди Удача", "Меланхоличный дворянин", или же имена и фамилии литературных героев, таких как "Чайльд-Гарольд" или "Елена Троянская".

Общение через посредника

К середине 19-го века, на волне популярности и востребованности подобных объявлений, стали появляться специальные люди, предлагающие услуги посредника в общении между людьми, желающими познакомиться через заметку в газете. Это, собственно, уже были брачные агенты в современном понимании, но еще не назывались так. Поначалу эти люди давали свои объявления в те же свадебные газеты, что и их клиенты. К ним обращались уже вступившие в переписку потенциальные супруги, не решающиеся на личную встречу. В обязанности посредника входила поочередная личная встреча с каждой стороной (при необходимости эти встречи повторялись множество раз) и передача слов и общей информации от собеседника к собеседнику. Зачастую люди уже были готовы вступить в брак, но все еще не решались встретиться лицом к лицу, а потому брачный договор также составлялся через "агента".

Немного позже такие "профессионалы по альтернативному ухаживанию" уже самостоятельно давали объявления в газету от лица своего клиента, лично встречались со всеми отозвавшимися на него, проводили отбор наиболее подходящих кандидатур и только потом давали возможность личного общения. Самой главной причиной, по которой женихи и невесты прибегали к услугам посредников, становился страх огласки переписки или боязнь случайно столкнуться со своими знакомыми. А кредо агентов, как и в наши дни, гарантировало полную тайну переписки и встреч, даже при внезапном расторжении всех отношений по желанию одной из сторон.

А в России?

К концу 19 века, когда многие разорившиеся дворяне или же представители средних сословий, мечтавшие успешно и выгодно вступить в брак, уже не понимали, зачем им посещать для знакомства балы и званые вечера, если можно воспользоваться европейским опытом и просто дать объявление в газету. Поначалу это, как и в Англии в свое время, привело русскую общественность в ужас и недоумение, но заметки с желанием вступить в брак печатались все чаще, а значит, пользовались спросом и успехом. В конце концов - зачем тратить деньги на наряд, украшения и дорогой экипаж, если произвести хорошее впечатление можно, и просто описав себя несколькими удачными предложениями. А внутренний мир проще продемонстрировать тогда, когда его восприятию не мешают внешние предрассудки.

А как вы думаете - далеко ли ушли современные брачные агентства от образца, имевшего успех еще в 19 веке?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.