Человечество всегда стремилось найти истину. Вот почему информационные технологии набрали такую популярность. Однако ученые выявили закономерность, согласно которой все чаще создатели контента и его потребители отдают предпочтение не рациональному, а эмоциональному.
Информационный парадокс
Исследование затрагивает явление, известное как «постправда»: акцент делается не на смысловой нагрузке явления, а на его восприятии социумом. Ученые из университетов Индианы и Вагенингена проанализировали тексты и заголовки за последние два века, чтобы вывести закономерность.
Оказывается, упор на логические рассуждения был актуален в текстах середины XIX века и сохранялся до 1980-х. При этом ключевыми в построении фраз были слова:
- следовательно;
- определенно;
- вывод.
Автор делал утверждение и помогал читателю выстроить смысловую связь.
Однако уже в 1980-х произошел расцвет массовой культуры, когда на передний план вышло желание эмансипации. Люди стали больше времени уделять личному мировосприятию и перестали тратить время на обдумывание.
Когда в 2000-х появились популярные соцсети, тенденция усилилась. Понятия «интересное» и «эмоциональное» стали тождественными. Произошел самый настоящий расцвет провокационной рекламы и кликбейтных заголовков: простые люди в блогах решили пользоваться наиболее эффективными инструментами!
И все-таки лингвист Ингрид ван-де Леемпут призывает не разочаровываться в человечестве:
Какими бы ни были движущие силы этого тренда, наши результаты показывают, что феномен «постправды» связан с историческим колебанием баланса между двумя нашими фундаментальными способами мышления: рассуждения против интуиции.
Современники постепенно обретают иммунитет от провокационных новостей, стараются подбирать источники информации не по заголовкам. А значит, банальная правда вновь может стать актуальной!
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание