В то время как Якутия изнывает от лесных пожаров, в соседней Бурятии лето выдалось дождливым. В результате уровень воды в озере Байкал превысил критическую отметку и грозит подтоплением прибрежных территорий.
Вдвое больше нормы
Еще недавно ученые били тревогу из-за обмеления Байкала. Но в этом году погода преподнесла новый сюрприз. Уже к 10 мая из-за весенних дождей гидрологи стали фиксировать наполнение озера. Казалось бы, надо радоваться, но к августу оптимизм сменился опасениями.
Михаил Людвиг, руководитель регионального отдела Росводресурсов по Иркутской области, сообщил, что с 1 по 22 июля в Байкал поступило воды вдвое больше среднестатистического максимума. Если за этот период приток обычно не превышает 7000 км3, то нынешние значения в 14400 км3 впечатляют. Данного объема хватило для повышения одного из крупнейших водоемов мира на 28 см. И это только за неполный июль.
И разверзлись небеса
По словам специалиста, чрезвычайный объем влаги, поступающей в озеро, обусловлен неустойчивой погодой, наблюдавшейся всю середину лета. В первой половине июля климат был прохладным и дождливым. Со второй Байкал оказался на границе смешения наступающих с юга теплых и противодействующих им с севера холодных фронтов, сопровождающихся обильными ливнями.
Уже к 20 июля в целом была достигнута среднемесячная норма осадков, составившая от 46 до 83 мм в зависимости от района. В целом за месяц по данным метеорологов из Иркутского УГМС приток оценивается в 148% относительно нормы. Август также ожидается дождливым на уровне 130%.
В зоне риска
Директор Енисейского бассейнового водного управления Любовь Короткова заявила, что в первой декаде августа уровень Байкала превысил критическую отметку, установленную на уровне 457 м. Теперь каждый лишний сантиметр приводит к затоплению прибрежной зоны.
Если северные берега озера гористые и в меньшей степени страдают от поднятия уровня, то на юге к водоему примыкает достаточно широкая долина реки Селенга. Местные поселения находятся в зоне риска. Более того, разлившаяся пойма Селенги грозит паводками в столице Бурятии городе Улан-Удэ.
Сброс воды придется увеличить
Почему в принципе возможно повышение уровня Байкала, если существует естественный сток в виде реки Ангары? Лишняя вода, по идее, должна уходить, как в ванне через верхний слив.
Дело в том, что в 1950-х годах в Иркутске построили крупную гидроэлектростанцию. Ангару перегородили плотиной, из-за чего Байкал фактически превратился в огромное водохранилище. Дамба выше естественного уровня озера, поэтому стало возможным его повышение.
Операторы станции могут регулировать сток. Но если в реку спустить слишком много воды, ниже по течению также окажутся затопленными большие территории. Более того, на Ангаре построен целый каскад ГЭС со своими водохранилищами. Они также окажутся переполненными, а у каждой плотины есть предел, после которого она может разрушиться и привести к катастрофическим наводнениям.
Поэтому властям и специалистам приходится балансировать на грани. Если сброс не увеличить, будут затоплены поселения на берегу Байкала. Если открыть шлюзы пошире – пострадают многочисленные города и деревни вдоль Ангары, а их гораздо больше.
Впрочем, широкого пространства для маневров нет. Учитывая неблагоприятный прогноз погоды, руководителям Иркутской ГЭС рекомендовано повысить интенсивность сбросов до 3,4 м3 в секунду. В целом к началу 2022 года высота озера над уровнем моря может составить 457,88 м. То есть, почти на метр выше нынешнего предела.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание