В чем секрет таланта Леонардо да Винчи? Ученые предполагают, что в косоглазии

Подписаться Редактировать статью

Величайший художник эпохи Возрождения, возможно, имел состояние глаз, которое помогло ему лучше изображать трехмерный мир на плоской поверхности при рисовании, предполагают британские офтальмологи.

Подсказку дали автопортреты

Офтальмолог Кристофер Тайлер проанализировал шесть произведений искусства - портреты или автопортреты Леонардо. И сделал ошеломляющие выводы: скорее всего художник имел косоглазие или такое состояние, при котором у человека глаза не смотрят в одном направлении одновременно. Такая проблема со здоровьем, по мнению эксперта, дает человеку так называемое 2D монокулярное видение, которое может быть весьма удобно для живописи. Таким образом, наличие дефекта - косоглазия - вероятнее всего, способствовало поистине исключительному таланту да Винчи изображать пространство на плоском холсте.

"Художественный глаз"

Некоторые исследования показали, что художники довольно часто имеют проблемы со стереоскопическим зрением (так принято называть восприятие глубины с помощью двух глаз), такие как, например, косоглазие. К тому же, проведенные ранее исследования показали, что и другие известные художники, к примеру, Рембрандт Ван Рейн и Пабло Пикассо, также имели подобный дефект. Такое предположение исследователей основано на анализе их глаз в автопортретах.

В своем новом докладе Кристофер Тайлер обратил внимание не только на подтвержденные портреты живописца, но и на те изображения, которые могут отражать его подобие. Например, скульптуры "Давид" и "Молодой воин" Андреа Дель Верроккьо, как полагают исследователи, были смоделированы по образцу Леонардо, который был учеником художника. Другие произведения искусства, включенные в исследование, это "Иоанн Креститель", "Сальватор Мунди" и "Витрувианский человек", которые, как правило, не рассматриваются как автопортреты Леонардо. Однако, вполне возможно, что в них заключено изображение великого художника. Сам Леонардо писал:

Душа направляет руку художника и заставляет его копировать себя, поскольку душе кажется, что это лучший способ изобразить человека.

Кроме того, анализ офтальмолога также включал автопортрет Леонардо в старости.

Прерывистая экзотропия - лучший друг художника?

Тщательно проанализировав положение зрачков в глазах, офтальмолог обнаружил, что глаза творца, как правило, имеют экзотропию. Так специалисты называют тип косоглазия, при котором один или оба глаза словно вывернуты наружу. Наличие экзотропии было более выраженным в портретах, нежели в его автопортретах. И на это у исследователя есть вполне логичный ответ: офтальмолог убежден в том, что у Леонардо была прерывистая экзотропия. Это означает, что данное состояние глаз художника менялось на обычное, говорит Кристофер Тайлер. Например, состояние могло быть более тяжелым, когда Леонардо был расслаблен, но когда он правил картину, он был внимательным или сосредоточенным на конкретном объекте.

Важно отметить, что данный анализ представляет собой гипотезу, и он не может доказать, что у Леонардо было это состояние. Тем не менее, Тайлер отметил, что периодическая экзотропия была бы довольно удобна для художника, так как просмотр мира одним глазом позволяет осуществлять прямое сравнение с плоским изображением, которое изображается на холсте. И если страбизм Леонардо был прерывистым, он также мог переключаться на просмотр мира стереоскопически, то есть, в объеме.


Знаменитости
Знаменитости
Психология
Окружающая среда
Окружающая среда
Знаменитости