Социальная поддержка, кооперация и мораль существовали в истории человечества до религии, утверждают ученые

По словам ученых, которые занимаются изучением развития человеческого общества, наши предки формировали большие сообщества и города только из страха перед мстительными богами, что являлось их основной мотивацией. Однако новые исследования предоставили доказательства обратного.

Религия как объединяющий фактор

Философы религии, историки и социальные теоретики давно утверждают, что на ранних этапах развития общества для перехода людей от небольших племен к городам с населением более миллиона человек около 12 000 лет назад в качестве обуславливающего фактора выступала вера в «морализирующих богов», благодаря которой они собрались вместе и строили эти экспансивные, функционирующие общества.

Согласно этой теории без наличия одного или нескольких божеств, которые якобы вознаграждают или наказывают людей, невозможны были какие-либо серьезные социальные изменения. Люди остались бы охотниками-собирателями, неспособными объединиться без этой религиозной структуры.

Новая точка зрения

Однако, согласно последним исследованиям, социальная сплоченность и продуктивное сотрудничество возникли за много веков до появления религиозного порядка.

Оказывается, вера в высшие силы не являлась основным фактором сложных социальных процессов, как об этом утверждали некоторые теории. По мнению антропологов, для того, чтобы формировать «мегасообщества», нет необходимости в религии, но, возможно, она впоследствии позволяет поддерживать их.

Исследования

Группа ученых-антропологов занимались изучением 414 обществ, которые возникли по всему миру за последние 10000 лет. Они обнаружили, что «мегасообщества» появились не из-за наличия веры в морализирующих богов.

Исследовательская группа не только обнаружила, что моральное поведение не было основано на страхе сверхъестественного наказания или кармического возмездия. Они выяснили, что социальное сотрудничество существовало до этих убеждений. Кроме того, они выяснили, какое количество населения было необходимо для перехода к формированию сообщества. В большинстве случаев это происходило на отметке миллион человек. И уже после формирования сообщества на этом этапе культурные и социальные ритуалы или привычки, такие как письмо, превращаются в ритуалы, основанные на мстительных мерах наказания моральных богов.

Сбор и анализ данных

Антропологи, историки и биологи-эволюционисты собрались вместе в 2011 году с целью объединения имеющихся записей, использованных в этом исследовании. Полученная база данных была названа Seshat в честь древнеегипетской богини мудрости, знаний и письма. Конечная цель ее создания - сбор всей документированной информации о человеческой культурной эволюции.

Ученые пытались объединить историю в форме, где они могли бы использовать методы больших данных и цифровые гуманитарные технологии, чтобы проверить различные факты из истории человечества.

Поскольку выявить причинные факторы эволюции обществ в истории цивилизации практически невозможно, сосредоточившись только на одном или двух изолированных моментах и ​​местах во времени, эта база данных для этой команды оказалась бесценной. Анализ сотен записей, касающихся обществ, разбросанных по всей планете, с целью различения закономерностей был гораздо более эффективным, чем изучение единичных доказательств.

Этот банк данных использовался для анализа 51 фундаментальной характеристики человеческого общества: рост населения, появление судов и судей, ирригация, использование календаря и художественная литература.

Команда обнаружила, что боги-морализаторы в 20 из 30 исследованных ими регионов, в том числе кельтские боги во Франции, хетты в Турции и духи предков на Гавайях, не появились во время или до возникновения сложных социальных структур. Таким образом, появлению карающих богов предшествовало возникновение наиболее фундаментальных социальных конструкций.

Роль религии в древних обществах

Конечно, существовали и исключения из этого правила, например, империя инков в Перу, где социальные привычки, такие как письмо, процветали только после введения мстительных божеств.

По мнению ученых, для больших групп людей часто необходимо общее убеждение в потенциальном наказании для поддержания порядка. Это являлось мощным и полезным способом не дать людям обманывать друг друга в этих очень больших обществах уже не связанных между собой людей. Они должны были выполнять свои обязательства из страха наказания богом.

Научные споры

Конечно, исследование вызвало в среде ученых довольно серьезные разногласия. Некоторые из них указывали на то, что исследователи не проводили консультации с другими специалистами. Другие высказывали свои сомнения по поводу достоверности проведенного анализа.

Однако команда экспертов, работавших над этим проектом, уверена в качестве своего анализа. Ученые считают, что люди способны к мирному сотрудничеству и продуктивности без страха насильственного возмездия со стороны невидимой силы.

Таким образом, основываясь на выводах этих ученых, можно утверждать, что стремление людей к объединению и формированию общества, возможно, заложено на каком-то глубинном, генетическом уровне и обусловлено не какими-то эфемерными страхами перед сверхъестественными силами, а действительно жизненной необходимостью. При этом удержать сообщество возможно только под страхом наказания, что и провоцировало появление в пантеонах карающих божеств. Соответственно, вера в сверхъестественное наказание могла бы помочь обществам оставаться стабильными и, следовательно, обеспечивала их дальнейшее существование, в ней не было необходимости для их формирования.

Правы ли ученые, считая, что религия и страх перед божественным наказанием не являются основополагающим фактором формирования обществ в древности?
Уверен, что религия совершенно не обязательна для объединения. Для этого достаточно эволюции сознания общества. Религия скорее была огромным тормозом в развитии цивилизации, являясь насквозь догматизированной и агрессивной к любым новшествам.