Глобальное потепление может существенно усложнить авиаперелеты

Если вы привыкли к авиапутешествиям, то, скорее всего, уже сталкивались с турбулентностью. В начале полета все идет хорошо, но затем вы начинаете ощущать какие-то неровности. Затем еще несколько. Спустя какое-то время их интенсивность увеличивается, и вот вы уже слышите, как капитан просит всех занять свои места и пристегнуть ремни безопасности. Иногда на этом все и заканчивается, хотя часто самолет начинает трясти достаточно сильно, и некоторые из пассажиров испускают непроизвольные вздохи, а затем опускается нервная тишина, пока ситуация не улучшается и вам не сообщают о том, что угроза миновала.

турбулентность

Последствия турбулентности

Эксперты утверждают, что в среднем четверть населения испытывает хотя бы незначительный страх перед полетом, причем турбулентность называют его основным фактором. Но турбулентность может вызвать больше проблем, чем просто стресс и расшатанные нервы пассажиров: консервативные оценки предполагают, что каждый год только в США она приводит к 687 незначительным и 38 серьезным травмам у летного обслуживающего персонала, а также к 120 легким и 17 серьезным травмам у пассажиров.

турбулентность

Сочетание повреждений самолетов и кабины, травм, задержек взлетов, осмотров, ремонтов и послеаварийных обслуживаний стоит авиакомпаниям Америки до 200 млн $ в год.

Нам следует пристегнуться, поскольку новое исследование предполагает, что такое явление, как турбулентность чистого воздуха, может ухудшиться из-за глобального потепления.

Чтобы понять, почему это происходит, для начала нужно узнать, что вызывает турбулентность.

турбулентность

Особенности строения атмосферы

Представьте атмосферу не как однородное пространство, а как ряд слоев, сложенных друг на друга, которые движутся в разных направлениях и с разной скоростью. Пол Уильямс из Университета Рединга, который является автором нового исследования, говорит, что изменение силы ветра в атмосферных слоях является главной причиной турбулентности чистого воздуха.

турбулентность

Это означает, что скорость ветра возрастает с увеличением высоты. В основном, скорость ветра в атмосфере продолжает увеличиваться до высоты 10 000 метров. Таким образом, разные слои атмосферы перетекают друг в друга, и если изменение в силе ветра слишком большое, атмосфера не может удерживать относительную скорость разницы между слоями и становится неустойчивой. Небольшие неровности в потоке могут расти в геометрической прогрессии и в конечном счете стать хаотичными и турбулентными.

турбулентность

Усиление контраста между атмосферными слоями

Глобальное потепление способно усугубить это явление, потому что оно усиливает контраст между слоями атмосферы.

"Когда вы находитесь на высоте 9-12 тысяч метров, тропические регионы (в низких широтах) нагреваются больше, чем в Арктике, в высоких широтах, - говорит Уильямс. - Эта разница температур приводит в движение потоки воздуха, но когда она увеличивается, ускоренное потепление в тропических районах делает поток воздуха еще быстрее, что, в свою очередь, повышает нестабильность и вызывает турбулентность".

турбулентность

Уильямс использовал климатические модели, чтобы смоделировать то, как удвоение доиндустриального уровня концентраций диоксида углерода в атмосфере (из-за которого повышается температура) скажется на турбулентности воздуха в средних широтах Северной Атлантики в течение зимы, когда это явление имеет тенденцию увеличиваться.

турбулентность

Как увеличится турбулентность воздуха

Легкая турбулентность, скорее всего, увеличится на 59 процентов, в то время как умеренно легкая может вырасти на 75 процентов, умеренная - на 94 процента, умеренно тяжелая - на 127%, и тяжелая - на 149%.

турбулентность

Эти результаты были опубликованы в журнале «Успехи в атмосферных науках».

«Это интересно, не так ли? - вопрошает Уильямс, ссылаясь на увеличение сильной турбулентности. - Подобное часто происходит при изменении климата, когда температурные экстремумы увеличиваются более чем средние значения».

турбулентность

Прогнозы и новые технологии

Можем ли мы надеяться, что увеличение турбулентности за пределами самолета не приведет к повышению риска травм внутри него? "Прогнозы турбулентности, которые используют авиакомпании для предполетного планирования в настоящее время, имеют 75-процентую точность,- говорит Уильямс. - Это лучше, чем ничего, но есть еще 25% случаев, когда эти прогнозы не сбываются". Тем не менее ученый ожидает, что точность таких прогнозов будет улучшаться с течением времени, и пилоты смогут получать полную информацию о том, каких частей атмосферы следует избегать.

турбулентность

«Возможно, в ближайшее время самолеты будут оборудованы бортовой ультрафиолетовой лазерной технологией, которая поможет пилотам "видеть" турбулентность воздуха», - добавил Уильямс.

Но пока эти прогнозы не улучшатся, а технологии все еще развиваются, лучше вспомнить совет, который вам дали после посадки: сидеть и использовать ремень безопасности всякий раз, когда это необходимо. Ваш полет, скорее всего, в ближайшее время станет более ухабистым.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.