Время безбожников: как советским людям мешали праздновать Пасху

Совсем скоро православные всего мира отметят Пасху. Это один из самых любимых и почитаемых праздников у наших верующих соотечественников. Он имеет многовековую традицию, однако буквально несколько десятилетий назад отмечать его было весьма проблематично. Как и все, связанное с церковью, Пасха была под запретом в СССР, те, кто его нарушал, могли понести соответствующее наказание.

Буржуазные пережитки

Именно так, буржуазными пережитками, называли празднование Пасхи и других церковных праздников в советское время. Если в Российской империи церковь была интегрирована во все сферы общественной жизни, то с приходом к власти большевиков посещение храмов не поощрялось.

Церковь лишилась официального статуса, перестала ассоциироваться с государственными устоями. Самый главный христианский праздник, которым считалась Пасха, перестал быть государственным.

Идеологической целью большевистского режима было стремление распространить на территории страны атеизм, ликвидировав церкви. Ленин прямо заявлял о необходимости бороться с религией, давая народу материалистическое объяснение устройства мира.

Священников начали арестовывать, а церковное имущество конфисковывать. Верующие подвергались преследованиям, активная антирелигиозная пропаганда велась в школах.

Называя религию опиумом для народа, советская власть утверждала, что самую опасную и большую дозу человек может получить на Пасху.

"Красная Пасха"

В 1929 году было объявлено о свободе антирелигиозной пропаганды. Церковь после этого была обложена налогами. Непомерные поборы буквально вынуждали священников самих просить о ликвидации храмов.

В освободившихся культовых зданиях на Пасху устраивали вечера самодеятельности и масштабные представления. Все было подчинено одной цели - отвлечь народ от церковного праздника.

Вместо окропления куличей и привычного богослужения появлялись новые обычаи, считавшиеся допустимыми для советского человека. У них были разные наименования - "красный карнавал", "красная Пасха", "красные крестины". Для молодежи, чтобы она отвлеклась от религиозных празднований, проводились коммунистические факельные шествия и крестные ходы.

Данные обряды сопровождались сжиганием чучел и плясками, что больше должно было напоминать языческие традиции. Ленин в подобных представлениях видел глубокий идейный смысл.

Вождь революции считал, что церковь заменяет обычному человеку театр, так что большевики предлагали альтернативу в виде подобных красочных спектаклей.

Подобные традиции внедрялись несколько лет, но так и не прижились. "Красные Пасхи" смотрелись настолько чужеродно, что народ наотрез отказывался в них участвовать. К концу 1930-х годов они окончательно сошли на нет.

Под надзором КГБ

Вместо церковных служб на Пасху в церквях и храмах устраивали ночные дискотеки и демонстрации зарубежных фильмов. Целевой аудиторией таких мероприятий была молодежь. Такими способами ее пытались завлечь, чтобы о религии подрастающее поколение окончательно забыло.

Люди старшего возраста однозначно воспринимали все это как богохульство. Любыми способами они стремились попасть на традиционное богослужение в одни из немногих сохранившихся в стране храмов.

Если такие службы и проводили, то обязательно в присутствии сотрудников КГБ, которые дежурили на протяжении всех религиозных обрядов. На следующий день они составляли доносы на всех, кто приходил в храм, чтобы освятить яйца и праздничные куличи.

Те, кто на свой страх и риск приходил в церковь, могли в одночасье лишиться практически всего. После подобных доносов увольняли с работы, даже могли возбудить уголовное дело по статье "Антирелигиозная пропаганда". Как правило, суд приговаривал виновников к условному сроку заключения.

Тайный праздник

Советское правительство категорически отрицательно относилось ко всему, что было хоть как-то связано с религией. Из-за этого люди, если и отмечали Пасху, то делали это скрытно, чтобы никто не узнал. Бояться приходилось буквально каждого. В 1930-е года донос мог написать не только сотрудник КГБ, пришедший в церковь, но и сосед, заметивший яйца или кулич на праздничном столе.

В этом случае богослужения проходили в закрытых храмах или на квартирах. Двери тщательно закрывали, а окна следовать зашторить. Чтобы о подобном не стало известно наверху и в органах, о таких церковных службах говорили только ограниченному кругу доверенных лиц.

Перенос выходного дня

Чтобы помешать народу отмечать Пасху, в 1930-е годы правительство отменяло традиционный выходной в воскресенье, перенося его на четверг. На саму же Пасху объявлялся полноценный рабочий день.

В школах читали антирелигиозные лекции, а взрослое население собирали на воскресники и ленинские субботники. И тем, и другим рассказывали, что церковные празднования - зло. Все это делается только для того, чтобы плодить пьяниц и хулиганов.

В колхозах на Пасху также объявлялся обычный рабочий день. Бригады отправляли на задания в поле, усылая крестьян как можно дальше. Детей увозили на экскурсии.

Танцы на Страстную пятницу

Не давали православным отметить и Страстную пятницу, которая приходилась как раз накануне Пасхи. Этот день, по православной традиции, должен был быть проникнут строгим воздержанием и скорбью по Иисусу Христу.

Большевики непременно устраивали танцевальные вечера. Явка на такие мероприятия обязательной, конечно, не была, но всех, кто не приходил, брали на карандаш.

Нежелание прийти на танцы могло обернуться серьезной проблемой.

Записка с исповедью

В Советском Союзе храмов осталось совсем немного, поэтому к Пасхе в каждом из них готовились с особым трепетом. Те, кто хотел исповедаться, передавали священникам записки через доверенных лиц, в которых перечисляли все свои грехи. Батюшка, изучив такое послание, отпускал грехи или накладывал епитимью. Все это делалось тоже в письменном виде.

В провинции на Пасху иногда храмы все же открывались, несмотря на сопротивление правоохранительных органов и местных властей. Партийные чиновники, чтобы помешать службе, приказывали милиции непрерывно гудеть в клаксоны возле церкви, а прихожан слепили фарами.

Когда из церкви выходил крестный ход, собиралась целая очередь из людей с корзинками. Христиане, которые хотели отметить Пасху в храме, часто пешком преодолевали много километров, чтобы оказаться на праздничном богослужении.

Работа с молодежью

Особое внимание уделялось антирелигиозной пропаганде среди молодежи. Вместе с дружинниками, которые следили за взрослыми прихожанами, к церквям выходили на дежурство и школьные учителя. На Всенощной они высматривали своих учеников, которые приходили на службу вместе с родителями.

Утром с провинившимися учениками проводили воспитательные беседы, пытаясь наставить их на истинный путь. Как правило, их вызывали к доске и стыдили перед всем классом.

В тайне следовало держать и домашние традиции праздновать Пасху. Наказание могло последовать за сам факт застолья или поедания куличей. Перед уроками после праздника у детей часто проверяли руки. Учителя смотрели, не запачканы ли они краской для яиц.

Ситуация в стране изменилась с началом перестройки. К церкви и религиозным обрядам начали относиться терпимо. Лекции об атеизме стали уходить в прошлое, наказывать за посещение пасхальной службы перестали.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы собираетесь отмечать Пасху?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.