Могут ли микробы в организме вызвать депрессию - необычные ответы специалистов

Доказано, что кишечные бактерии могут влиять на наше настроение и предотвращать депрессию. Не зря кишечник называют «вторым мозгом». Он влияет на наше здоровье, самочувствие и даже продолжительность жизни. Подробнее о мнениях ученых и исследованиях вы можете прочесть далее.

Роль кишечника

Еще до нашей эры живот считался ключевой частью человека. Накопленный к настоящему моменту объем данных указывает на то, что микроскопические клетки играют большую роль в работе всего организма. В нашем кишечнике живет, как минимум, 100 триллионов клеток, которые все вместе весят около двух килограмм. Мы можем о них и не подозревать, но они сильно влияют на наше самочувствие.

Новое исследование

Экосистема микробов, проживающих в организме человека, оказывает большое влияние на мозг. В настоящее время исследования европейских ученых показывают, что у людей, страдающих от депрессий, отсутствует несколько видов кишечных бактерий. Исследователи не могут сказать, является ли это отсутствие причиной или следствием заболевания. Но ученые доказали, что многие кишечные бактерии могут производить вещества, которые влияют на функции нервных клеток и, возможно, на настроение.

«Это первая настоящая попытка проследить, как химические вещества, выделяемые микробами, могут повлиять на настроение детей», - говорит Джон Крайн, нейробиолог из университета в Ирландии. Он всегда был активным сторонником связи микробом с мозгом. «Исследование действительно способно ответить на вопросы о депрессии. В настоящее время проводится изучение микробиом. Например, в Бразильском университете в Швейцарии ученые исследуют фекальные трансплантаты, которые могут изменить или восстановить нужные бактерии в кишечнике у людей, страдающих от депрессии», - сказал он.

Доказательства

Несколько исследований на мышах показали, что кишечные микробы могут влиять на их поведение. Выборочное изучение микробиома у людей показало, что похожая картина наблюдается и во время депрессии. Чтобы подтвердить свои догадки, Йерун Раес, микробиолог из Католического университета в Бельгии, изучил 1054 европейца с целью оценки у них нормального микробиома. 173 участникам был поставлен диагноз «депрессия» или же у них был слишком низкий уровень качества жизни. Команда ученых сравнила их результаты с составом кишечных бактерий других участников. В результате оказалось, что два вида микробов - копрококки и диалестеры - отсутствовали в микробиоме людей с депрессией. В то же время, у людей с высоким качеством жизни они присутствовали в большом количестве. Об этом говорится в сообщении, опубликованном в журнале Nature Microbiology. Открытие подтвердилось, когда исследователи изучили и косвенные факторы: пол, возраст и использование антидепрессантов.

Тайна депрессии

Несмотря на повсеместное распространение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина при депрессии, не все получают пользу от их использования. Примерно треть пациентов с этой болезнью не реагируют на лекарства, в результате чего лечение получается неэффективным. Кроме того, к антидепрессантам часто возникает привыкание, если принимать их дольше 6 месяцев.

Не стоит воспринимать депрессию как что-то несерьезное. По статистике, от нее страдает более 350 миллионов человек - и это лишь диагностированные случаи. Многие считают, что на самом деле эта цифра гораздо больше. Коварное заболевание, незаметное для окружающих, вызывает сонливость, апатию, тромбоз, ослабление иммунной системы, бессонницу и многие другие неприятные симптомы. Люди с тяжелой формой депрессии не могут работать, учиться. При этом распространенность недуга только растет.

Есть ли решение?

Ученые уже проводили исследования, связанные с влиянием пробиотиков на депрессию. Однако результаты оказались неутешительными. «Влияние пробиотических добавок на депрессивную симптоматику, вероятно, незначительно, - объясняет Цинь Сян, врач из детской больницы в Сингапуре. - Они не могут заменить антидепрессанты, однако могут стать полезной добавкой».

Помимо пробиотиков, ученые также изучают эффективность витаминов и минералов в борьбе с симптомами с депрессией. В небольшом исследовании 12 пациентам добавляли в еду комбинацию пробиотиков и магния. В конце эксперимента две трети пациентов продемонстрировали значительное улучшение. К сожалению, оно длилось лишь во время действия добавок, а после их отмены исчезло.

«Среди врачей растет желание рассматривать дополнительные нефармокологические варианты лечения, когда все остальное не помогает, - отмечает Мэтью Бэмблинг, доктор философии. - Этот подход заслуживает внимания, как минимум, из-за большей переносимости и меньшего количества побочных эффектов».

Диета - это выход

Хотя пока что никаких доказательств влияния диеты на психическое здоровье нет, многие люди отмечают улучшение своего состояния после исключения определенных продуктов. Советы в этом случае не отличаются оригинальностью и всем давно известны - исключите некоторые продукты, больше двигайтесь. «Я бы рекомендовал придерживаться диеты, которая состоит в основном из овощей и сырых продуктов вроде орехов, - говорит Майер. - Это позволяет нормализовать баланс микрофлоры и обзавестись новыми полезными бактериями». Диета с низким содержанием обработанных продуктов и богатая овощами, бобовыми, фруктами и зернами положительно влияет на разнообразие микробиома. Но существует одно большое «но»: люди в депрессии обычно не хотят и не могут правильно питаться, а тем более перестраивать свое меню. На это требуется большое количество сил, которых у них нет. Их мозг требует жирное, сладкое и калорийное, чтобы хотя бы из еды раздобыть энергию.

Ученые до сих пор не уверены, что является первопричиной. Возможно, именно отсутствие определенных бактерий вызывает депрессию, но что если все происходит наоборот? Как бы то ни было, эта связь обнаружена, а это уже большой шаг вперед. Связь микробиома и депрессии пока что слишком сложна для нашего понимания, однако со временем ученые смогут найти ответ на интересующие многих вопросы. Как знать, может быть, тогда и найдется лекарство от депрессии, а миллионы людей начнут новую жизнь.

Как вы считаете, есть ли взаимосвязь между бактериями и нашим здоровьем?