О русском мужике, силе воли и продолжении жизни: фильму “Судьба человека” – 65 лет

Имя Сергея Бондарчука было хорошо известно на тот момент. Известный и востребованный актер, он задумал снять первый в своей жизни фильм. Режиссерский выбор пал на рассказ Михаила Шолохова: история настолько понравилась Бондарчуку, что он посчитал долгом сделать экранизацию. К слову, и сам писатель после премьеры не мог сдержать слез, настолько тонкой, драматичной и сильной получилась картина! Недавно исполнилось 65 лет со дня ее выхода на экраны.

Ничто не забыто

Шолохов решился на рассказ спустя одиннадцать лет после окончания Великой Отечественной войны. Фильм снимали в 1958-м - не по горячим следам, как, напри­мер, было с “Молодой гвардией”, где фашистские зверства еще оставались свежи в памяти. И все-таки тема войны с искалеченными судьбами, по­терями и разрушениями по-прежнему болью отзы­валась в душах советских зрителей. Это было не кино, а продолжение жизни, и ее героем стал простой рус­ский мужик, который не сломался ни на фронте, ни в плену. Его сила воли пора­зила всех: и отечественного, и зарубежного зрителя.

“Не план, а мечта”

В успех начинающего режиссера Бондарчука мало кто верил. Звезда многих лент того времени, самый молодой на­родный артист СССР, он не планировал становиться режиссером. Виной всему послужил случай: Бондарчук прочитал в газете рассказ Шолохова и спать спокойно уже не мог.

Как признавался позже в интервью Сергей Бондарчук, что бы ни делал, о чем бы ни думал, он представлял только главного героя, его семью, а еще разлив Дона, войну, фашист­ский концлагерь. Снять этот фильм стало для него больше, чем творческим планом. “Не просто фильм, а мечта. Это стало целью моей жизни”, – резюмировал Сергей Федорович.

Выгрызая роль

Однако руководство “Мосфильма” энтузиазм ак­тера не оценило. Мол, что за выскочка этот Бондарчук, хочет залезть на “чужую территорию”, и это без про­фильного режиссерского образования! Даже Иван Пырьев, который обычно благоволил молодым та­лантам, был взбешен. Пугала начальство и сама тема: раньше воен­нопленный сразу попадал в ранг врага народа, а теперь, пусть он прошел круги ада и вернулся домой, снимать о нем героический фильм?

Тогда Бондарчук обра­тился напрямую к Михаилу Шолохову. Однако писатель хоть и дал добро на экра­низацию, сомневался, что актер-Бондарчук справится с ролью Андрея Соколова: “У моего героя и руки-то другие...” Но бывший фронтовик Бон­дарчук буквально "выгрызал" свое право играть Андрея. Для этого даже отправился на родину Шолохова - в ста­ницу Вешенскую Ростовской области. Если погружаться в атмосферу, то по полной!

В поисках актеров

На роль супруги главного персонажа сам писатель пред­ложил кандидатуру Зина­иды Кириенко: Шолохова впечатлила ее игра в “Ти­хом Доне”. Ему она казалась настоящей, его героиней. В коменданта лагеря Мюллера перевоплотился театральный артист Юрий Аверин. Он не любил сни­маться в кино, но иногда соглашался на эпизоды. Парадокс: герой войны и орденоносец часто играл фашистов, причем делал это виртуозно. Зрители были поражены: Аверин действительно не выгля­дел нашим, а был как настоящий откормленный немец-здо­ровяк, который запивает баварское шнапсом, за­кусывает жирной мюнхен­ской колбаской и вершит при этом человеческие судьбы.

Сложнее всего было с поиском кандидатуры на роль Вани, приемного сына Соколова. Ну никак не находился тот самый мальчишка! Наконец съе­мочной группе повезло. По одной из версий, пятилет­него Павлика Борискина (затем он стал Полуниным, взяв фамилию отчима) Бондарчук приметил в Доме кино. По другой - его привел отец, тоже актер, бывший вгиковец. Увидев Пашу, режиссер понял: вот тот самый книжный Ванюша.

Мальчик еще не умел читать, Сергей Бондар­чук помогал своему экран­ному сыну заучивать текст роли на слух. Он вообще относился к Павлику по-отечески: и сказки расска­зывал, и помогал на съемках, и даже подарил однажды кра­сивого заводного мишку, привезенного из Японии. Только капризничать не позволял. Все было по-взрослому, ведь коли ты назвался, пусть и юным, но актером, так играй наравне со всеми!

Но однажды Паша все-таки обиделся на экранного папу. Сергей Федорович стащил с мальчика “слишком чистый” головной убор и напялил на него засаленную кепку, которая, по его мнению, лучше подходила для беспризорника. Этот реалистичный образ маленького сироты очень тронул одну из жительниц Воронежа, которая даже собрала для мальчишки новую одежду и напекла ему пирогов. “Это было так трогательно. После войны прошло совсем немного времени, однако люди не очерствели душой и были готовы делиться последним”, - вспоминал актер Павел Полунин годы спустя.

Свои тоже в кадре

Интересно, что на всех персонажей актеров катастрофически не хватало. Некоторых играли непрофессиональные (в плане актерства) члены съемочной группы. Так, художник по гриму стал одним из военнопленных, звукооператор сыграл узника лагеря, а консультант фильма – эсесовского офицера. А некоторым приходилось играть даже по несколько ролей. Но это было только в радость - все были готовы на все, чтобы этот фильм состоялся.

Долгая дорога к успеху

Работа над фильмом была непростой. И дело не только в военной теме, бередившей незажившие людские раны, но и в богатой географии перемещений. “Судьбу человека” снимали во многих локациях, практически проехавшись по всей стране.

Так, эпизоды довоенной жизни Андрея снимали в Воронеже, встречу Соколова с Ванюшей - рядом со станицей Вешенской, прощание с женой - в Тамбове, на железнодорожном вокзале, каменоломню концлагеря - в Ростовской области. Разрушенный храм XVIII века, в который согнали пленных, нашли в воронежском селе. Не обошлось и без павильонов “Мосфильма”: мощный поединок Мюллера и Соколова снимался именно там.

Много сцен отсняли в Калининграде, который в 1950-е стоял в руинах. Для эпизода похорон родного сына Соколова выбрали развалины королевского замка, лагерь смерти поместили в Астрономический бастион, а второй побег Андрея отсняли в поселке Борисово.

К работе активно привлекались местные актеры, массовку искали через объявление в газете, а статистов-воинов запрашивали у местного гарнизона. Найти много людей в полуразрушенном городе, особенно в те времена, оказалось делом нелегким!

Особое признание

В том, что картина получилась выразительной, заслуга не только режиссера и актеров, но и оператора. Он визуально разделил картины войны и мира. Первые сделал мрачными и экспрессивными, вторые - спокойными и светлыми. Кроме того, он одним из первых в советском кино сцену побега из лагеря снял с вертолета. Для конца 1950-х это казалось неслыханным новаторством!

Журналисты, побывавшие на премьере, уверяли: если вы хотите понять, почему русские победили во Второй мировой войне, посмотрите фильм.

Кино на века

Только за один год с момента премьеры в 1959 году фильм посмотрело почти сорок миллионов человек. Картина потрясла и зрителей, и критиков. Последние восхищенно разводили руками: “Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне. Мы все стали соучастниками в картине подобного жанра, жили судьбой одного человека среди миллионов других, переживали мужество и страдания. А еще это невероятный сплав трагедии и лирики”.

Специальная премьера прошла в Калининграде. Все зрители остались под большим впечатлением, а потом не раз называли "Судьбу человека" одним из лучших советских военных фильмов.

Не остался незамеченным и режиссер. Ему вручили Ленинскую премию, сам фильм взял множество призов на кинофестивалях. Шолохов еще до финала выбежал из зала в слезах. Удивленный Бондарчук подумал, что это фиаско. Но нет - вечером писатель перезвонил и извинился за то, что не сдержался от проявления эмоций.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы смотрели фильм "Судьба человека"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.