Одержимые дьяволом: вся правда о салемских ведьмах

Многие наслышаны о том, что давным-давно произошло в славном городе Салем в те мрачные времена конца семнадцатого века в Северной Америке, куда переселенцы приносили не только предприимчивость и жажду наживы, но и самые мрачные суеверия, таившиеся в их непросвещенных сердцах.

Город Салем расположен в США, штат Массачусетс. Нынче это пригород Бостона, в котором проживает около сорока тысяч человек, в большинстве своем белые протестанты. Есть также афроамериканцы и немного азиатов. В те времена, когда там случилась настоящая охота на ведьм, а именно в 1692 году от Рождества Христова, Салем был небольшим поселком, а его поселенцы придерживались самых строгих пуританских канонов поведения. Но что на самом деле произошло в Салеме в 1692-1693 годах? Кажется, теперь становится очевидным, что многое из того, о чем рассказывают, просто мифы.

Миф первый: обвиняли только женщин

Итак, в Салеме в феврале 1692 года начался судебный процесс над «ведьмами», который длился по май 1693 года. За этот короткий период было заключено под стражу более ста пятидесяти человек (по другим данным – не менее двухсот). Считается, что только пятеро из них были казнены. Но другие исследователи говорят, что пятеро умерли в заключении. А казнены были двадцать человек – девятнадцать повешены, один погиб в результате пытки придавливания камнями. Главный миф заключается в том, что судили только «ведьм», то есть женщин. Однако это не так. Обвиняли фактически в сотрудничестве с дьяволом и колдовстве. И обвиняли не только женщин. По крайней мере, погиб мужчина, раздавленный камнями, и еще один мужчина, до того бывший даже пастором в церкви, и о помиловании которого ходатайствовали не менее тридцати человек.

Миф второй: казнили только людей

Вопреки стандартным ожиданиям от подобных историй «охоты за ведьмами», среди пострадавших были не только женщины и мужчины, то есть люди, но и даже животные. В судебном процессе были обвинены и впоследствии убиты две собаки. Дело в том, что дети (а весь процесс начался из-за свидетельств двух девочек – дочери пастора Сэмюэля Пэрриса и его же племянницы, которые рассказывали, что слышат непонятные звуки, что им кажется, будто кто-то колет их булавками и даже ножами – одной на тот момент было десять лет, а другой двенадцать), говорили, будто эти две собаки каким-то образом насылают на них… судороги. А именно в этом, в том числе, обвиняли и женщин, которых сочли «ведьмами».

Миф третий: все «ведьмы» были сожжены на костре

Это еще один миф, порожденный привычными ожиданиями тех, кто читал или слышал о процессах над ведьмами в мрачные века человечества. Да, действительно, во времена инквизиции многих женщин в Европе, обвиненных в колдовстве, сжигали на кострах. Но это не относится к процессу в Салеме. Обвиненных отправляли на виселицу. Возможно, они испытывали не такие жуткие физические муки перед смертью, но вряд ли меньший страх. И, конечно, это никак не помогло им избежать смерти.

Миф четвертый: причина всему – религиозные суеверия

На самом деле, религиозные суеверия и то, что Салем был основан именно пуританами с их строгим религиозным поведением, сыграли свою несомненную роль в произошедшем тогда в поселке и его окрестностях. Но не стоит забывать и контексте. О фоне, на котором все происходило. Например, в Англии еще в 1641 году колдовство было квалифицировано как уголовно наказуемое деяние. А переселенцы Салема – переселенцы из Англии. С соответствующими традициями, подвигавшими их оценивать все под определенным углом зрения. Кроме всего прочего, обстановка в поселке была достаточно нервозной. Семьи росли (а это были семьи фермеров), земли для обработки не хватало, возникали ожесточенные споры между соседями. Плюс потери урожая вследствие плохих погодных условий. Плюс попытки, для увеличения обрабатываемых земель, продвигаться на территории индейцев, что приводило к естественному сопротивлению последних.

Как раз в начале 1962 года городок Йорк по соседству с Салемом подвергся нападению индейцев. Многие жители Йорка оказались в плену. А многие и погибли. Добавьте к этому всяческие другие невзгоды, в том числе и болезни. Сознание людей того времени, особенно таких строгих и фанатичных, как пуритане, искало объяснение всему в религиозной сфере. Кроме всего прочего, они не привыкли искать защиты нигде и ни в чем, опираясь только на собственные силы и свои молитвы к Богу. Они не почитали святых, у них не было икон. У них была только молитва. А если и молитва не помогала, надо было решать дело самому. Вот они и решили, раз уж, по их представлениям, в их бедах оказались повинны «ведьмы», расправиться с ними самостоятельно. Но начало всему – во вполне обыденных проблемах того времени. Другое дело, что эти проблемы оценивались непросвещенными и, главное - фанатичными умами.

Миф пятый: некоторые жертвы были виновны

Когда мы говорим о непросвещенных предках, мы зачастую ведем себя так, будто сами начисто лишены суеверий: не плюем через левое плечо, не поворачиваем назад, если дорогу перебежала черная кошка или перешла женщина с пустым ведром. Да и сколько было случаев, когда, казалось бы, образованные люди впадали в дичайшие суеверия и на этой почве совершали преступления. Вот и теперь, в наш просвещенный век, наверняка есть люди, которые, говоря о произошедшем в Салеме, утверждают, что ведь дыма без огня не бывает, и некоторые из жертв вполне могли быть в чем-то виновны, хоть, возможно, и не были «ведьмами». Такие рассуждения основаны на том, что некоторые из осужденных сами признавались в том, что они «ведьмы». Однако подобные «признания» зачастую свидетельствуют лишь, что бедолаг пытали, или они просто рассчитывали на более мягкий приговор. А некоторые из них имели какие-то свои, но тоже вполне рациональные причины для «признаний». Например, одна бедная четырехлетняя девочка сказала, что она «ведьма» только для того, чтобы находиться рядом со своей осужденной матерью-нищенкой. Больше ей не с кем было находиться. Впоследствии ее мать была повешена.

Миф шестой: обвиняемые не реабилитированы до сих пор

Это, конечно, не так. Уже в 1693 году обвиняемые, остававшиеся в живых и в заключении, были помилованы губернатором штата Массачусетс, а в 1697 году суд вообще признал, что его выводы были ошибочны. В 1702 году решения суда уже были объявлены незаконными. Уже в наше время, в 1957 году Содружеством Массачусетса было принято решение отменить все приговоры трехсотлетней давности. Еще через тридцать девять лет появился памятник жертвам тех процессов.

Миф седьмой: все религиозные деятели выступали за судебный процесс над ведьмами

Конечно, религиозные деятели играли немалую роль в «охоте на ведьм», развязанной в Салеме. Но не все. Как уже было сказано, осужден был даже один бывший пастор. Интересно, что отец человека, чья работа о судебных процессах, связанных с колдовством, стала опорой для процесса в Салеме, Инкрис Мэзер, потребовал, чтобы суд не рассматривал как доказательства свидетельств, основанных на неких видениях, и вообще заявил, что лучше ошибиться и оставить неосужденными нескольких ведьм, нежели казнить невинного человека. По другим данным, с такими заявлениями выступил не Инкрис Мэзер, а сам его сын Коттон (автор злополучной работы), когда в колдовстве обвинили его жену. Был и еще некий священник, что дьявол может являться кому-то в образе невинного человека, чтобы этот невинный был затем неправедно обвинен в колдовстве.

Миф восьмой: всех обвиненных в колдовстве судили

Восьмидесятилетний старик, фермер Жиль Кори, которого также обвиняли в колдовстве, вообще отказался давать показания. А без этого его не могли судить. Тогда к нему применили так называемую процедуру из английского уголовного права тех времен, известную как «сильное и продолжительное мучение». Бедняге положили доску на грудь и стали укладывать на нее большие камни, все увеличивая давление с тем, чтобы заставить его давать показания. Такая процедура порой заканчивалась смертью. Умер и Жиль Кори, так ничего и не сказав. Есть версия, что он отказался от показаний потому, что, как было сказано выше, суд без показаний подсудимого не мог состояться. И так образом, его имущество не могло быть конфисковано (а имущество осужденных колдунов конфисковалось), а значит, ферма и земля остались у его семьи.

Миф девятый: всех обвиняемых в колдовстве казнили

На самом деле, как уже говорилось, были казнены девятнадцать человек и еще один умер под пытками. Пятеро умерли в заключении. Это из ста пятидесяти-двухсот заключенных. Множеству людей повезло: процесс прекратили, и они были помилованы. И еще немалая часть людей просто сбежала.

Миф десятый: Салем был единственным «городом ведьм» в том процессе

Да, Салем действительно был центром «процесса над ведьмами» конца семнадцатого века в тех краях. В нем все началось. Однако на самом деле «ведьм» находили и в округе, в других поселках и городках.

И все-таки немного мистики

Интересно, что теперь симптомы, которые были отмечены у девочек, выступивших с первыми обвинениями в колдовстве, оценивают как возможный результат отравления хлебом, который был поражен грибком, или одной из форм энцефалита. А вот и действительно мистический случай: одна из обвиненных и казненных затем женщин, сказала обвинителю на процессе, что если он казнит невинную душу, то Господь напоит его кровью. И тот действительно скончался через время от того, что у него пошла кровь горлом. И это факт.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.