Погружение вулкана Этна в море может привести к катастрофическим последствиям

Что случится, если вулкан Этна погрузится в море? Оказывается, это грозит катастрофой! Если произойдет обрушение горных пород, это может вызвать невероятное по масштабу цунами, и многометровая волна затопит огромную часть суши.

Этна - самый беспокойный вулкан в Европе. Новые исследования, опубликованные 10 октября в журнале Science Advances, гласят, что юго-восточная часть итальянского вулкана движется как над землей, так и в море. Склон опускается под силой тяжести, и специалисты считают, что риск обрушения на самом деле гораздо выше, чем предполагалось ранее.

Почему Этна "сползает" в море?

"Нам нужно лучше понять механику этого движения, что именно его может усилить и ускорить", - заявила в интервью Live Journal Морелия Урлауб, исследователь морской геодинамики Гельмгольцского центра океанических исследований Киль в Германии.

Этна периодически проявляет свою активность по крайней мере с 6 века до нашей эры, и в настоящее время, по данным Глобальной программы вулканизма Смитсоновского института, с сентября 2013 года находится в стадии извержения.

Исследователи, использующие спутниковые данные и измерения GPS, также наблюдали за тем, как юго-восточная часть Этны "сползала" в море на протяжении минимум 30 лет. В марте ученые из Открытого университета Соединенного Королевства сообщили, что в период с 2001 по 2012 гг. скорость погружения вулкана в море составляла порядка 14 миллиметров каждый год.

Ученые строят догадки и спорят между собой из-за причин погружения Этны - происходит ли это движение из-за магмы, движущейся ниже и внутри вулкана, или же процесс происходит в основном из-за силы тяжести. Вулкан постоянно извергается, лава застывает, и под ее тяжестью склоны горы оседают.

Что происходит под водой?

Гора Этна имеет "ноги в воде" - в Средиземном море ниже сицилийского побережья.

Наблюдения в море проводились в период с апреля 2016 года по июль 2017 года, и на их основании ученые сделали вывод, что Этна погружается под силой тяжести.

Исследователи подножия вулкана под водой обнаружили, что в течение восьми дней в мае 2017 года гора опустилась вниз на целых 4 сантиметра вниз. Это не было спровоцировано землетрясением, движение происходило без разломов или сейсмических волн, а носило характер постепенного соскальзывания.

Область, в которой исследователи наблюдали это погружение, находится далеко от очагов магмы в центре Этны. Это означает, что движение не было результатом воздействия магмы, поднимающейся в подземных камерах вулкана, поэтому скорей всего причиной послужила гравитационная сила.

Более интенсивное движение происходит далеко от жерла вулкана

Оказалось, что интенсивней всего Этна движется вниз не в области своего центра, а на 12 километров дальше от вершины. Гора просто проскальзывает вниз, увлекая за собой свои верхние склоны.

Есть многочисленные примеры разрушения вулканов от оползней, например, на Гавайях и на Канарских островах. По статистике, это происходит во всем мире примерно четыре раза за столетие.

Движение вулкана отслеживается с 80-х годов, но сказать точно, погрузится ли Этна под воду, пока со 100% уверенностью никто не может.

Да, не хило так на 4 см опуститься в воду за 1 месяц.
самое интересное, что это ОФИЦИАЛЬНЫЕ данные. а что на самом деле - мы можем только догадываться. А вдруг все еще хуже?