Как изменить плохое поведение других людей: метод дифференциального подкрепления

Нам с детства говорят, что люди не меняются. Да, существуют способы воздействия, но исключительно неприятные – угрозы, принуждение, шантаж, жалобы или унизительные просьбы. Если вы не готовы применять эти методы, смиритесь – люди никогда не будут поступать так, как вам нужно. Вы слышали такие «мудрые советы»? Забудьте о них. Психологи утверждают, что на людей можно воздействовать и в позитивном ключе. Этот метод называется дифференциальным подкреплением, и он весьма эффективен.

Что это за метод?

Вы хотите научить детей хорошим манерам? Или избавить своего супруга от привычки разбрасывать носки? А может, даже «перевоспитать» грубого начальника? Метод дифференциального подкрепления способен решать самые разные проблемы.

Рассказывает психолог:

«Моя клиентка Викки обожала жаловаться на жизнь. Каждый сеанс она начинала с пространного рассказа обо всех досадных мелочах, с которыми ей довелось столкнуться. Конечно, желание излить душу абсолютно нормально, но Викки не могла остановиться. У нас попросту не оставалось времени на терапию. Я пытался объяснить Викки, что это бессмысленная трата ресурсов. Женщина соглашалась, обещала исправиться, но в следующий раз делала то же самое. И тогда я решил использовать дифференциальное подкрепление. Как только Викки слишком углублялась в воспоминания, я переставал участвовать в разговоре. Не задавал вопросы, не комментировал, даже не кивал головой, хотя и оставался вежливым. Викки почувствовала себя некомфортно и прервала монолог. Как только мы вернулись к терапии, я тут же стал самым милым и общительным психологом в мире. Я поддерживал ее стремление работать, хвалил и помогал. После нескольких таких сеансов Викки перестала многословно жаловаться на жизнь. Более того, она перенесла эту привычку и в реальную жизнь. Викки, которая всегда была «нытиком», научилась собранности».

Как работает дифференциальное подкрепление

Метод предполагает использование двух тактик:

  • Демотивация нежелательного поведения. Вы должны создать условия, в которых неправильные поступки перестанут приносить человеку удовольствие.
  • Подкрепление для правильных поступков. Если человек делает то, что нужно, поддержите его в этом.

Да-да, это очень похоже на метод кнута и пряника. Только менее буквально.

Если вы хотите использовать эту технику, чтобы менять поведение окружающих, вот рецепт.

1. Определите проблемное поведение

С самого начала важно определить, что именно вам мешает. Это обязательно должно быть какое-то конкретное действие. Вы не можете влиять на чувства или мысли людей. К примеру, вы не сможете вызвать в мужчине любовь, но легко отучите ребенка класть локти на стол или ковыряться в носу.

2. Определитесь с альтернативным поведением

Подумайте, какое позитивное поведение вы хотите получить в результате. Например, вам не нравится, что еженедельное собрание превращается в хаос. Все критикуют друг друга и ничего не предлагают. А вы хотите, чтобы сотрудники вежливо обменивались мнениями и предлагали конструктивные решения.

3. Научите альтернативному поведению

Теперь, когда вы знаете, чего хотите, постарайтесь донести эту мысль до «объекта». Продолжим приведенный выше пример. Вы проводите собрание, на котором все постоянно ссорятся. Следующую встречу начните с небольшой речи. Объясните, что ваша совместная цель – обсудить и решить проблемы. Конфликты не улучшают ситуацию, поэтому бесполезны. К тому же они весьма неприятны, так зачем портить настроение себе и коллегам? Предложите способ эффективного и бесконфликтного взаимодействия. Например, выступление по регламенту, вопросы только по теме доклада и в порядке очереди. Не кричите на подчиненных, не оскорбляйте их и не высмеивайте. Будьте решительным, но доброжелательным.

4. Выберите мощный инструмент влияния

Позаботьтесь о «награде». Человек должен понимать, в чем выгода правильного поведения. Речь идет не о материальных стимулах, это не премия для сотрудников и не конфетка ребенку. Опять вернемся к примеру с собранием. Если работники спокойно обсудили проблемы и нашли компромиссное решение, не скатившись в конфликт, отпустите всех пораньше домой. И обязательно тепло поблагодарите. Вы удивитесь, но искренняя, от всего сердца похвала является удивительно эффективным подкреплением.

5. Вначале «награждайте» правильное поведение часто и активно, затем постепенно прекращайте

Многие люди сторонятся положительного подкрепления, потому что не хотят увязнуть в нем. Но этого и не нужно делать! Подкрепление очень важно на раннем этапе, тогда применять его нужно часто и последовательно. Таким образом вы вынуждаете человека использовать другие поведенческие паттерны. Но как только изменения вошли в привычку, необходимости в постоянном и активном подкреплении уже нет. Конечно, это не означает, что нужно сразу же от него отказываться. Уменьшайте количество подкреплений постепенно, периодически возвращайтесь к этой методике, чтобы стимулировать правильное поведение. Как только человек усвоит новые правила и привыкнет к ним, от «награды» можно полностью отказаться.

Так вы добьетесь нужного эффекта, не прибегая к наказанию, ворчанию или угрозам. Этот метод прост и эффективен. А самое главное, вы ни с кем не испортите отношения - люди сами захотят измениться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы согласны, что этот метод эффективен? Или проще добиться результата угрозами и наказанием?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.