Геологи обнаружили часть утерянного океана, существовавшего задолго до Атлантического

Наша планета не представляет собой монолит. Наоборот, она выделяется постоянной геологической активностью. Эта активность становится причиной землетрясений, извержений вулканов, цунами, тектонических расколов и формирования земной коры.

Когда-то давно шесть современных материков были объединены в один суперконтинент под названием Пангея. Многие геологи предполагают, что и сейчас они движутся в направлении друг к другу. Вероятно, в ближайшие 750 миллионов лет на Планете появится еще один суперконтинент – Новая Пангея или Пангея Проксима.

Самый старый участок земной коры

океан

Неудивительно, что большая часть земной коры сравнительно свежая. Геологические процессы постоянно изменяют поверхность океанического дна, а учитывая то, что это дно покрыто отложениями толщиной в десятки метров, сложно определить, какой отрезок морского дна новый, а какой нет.

Однако геолог из израильского Университета Бен-Гуриона утверждает, что нашел самый древний на сегодняшний день участок океанического дна. Рой Грано обнаружил в Средиземном море участок земной коры площадью, немного превышающей 150 тысяч квадратных километров, возраст которого по его подсчетам достигает 340 миллионов лет. Ученый допускает погрешность в 30 миллионов лет, но не больше. Согласно находке, этот участок Средиземного моря был свидетелем той самой Пангеи.

Древний океан

находка

Кроме того, этот участок морского дна старше других известных отрезков как минимум на 70%, это включает в себя исследованные участки Индийского и Атлантического океанов. Грано даже рискнул предположить, что найденный им отрезок земной коры может быть частью легендарного Тетиса – древнего океана мезозойского периода. Тетис омывал два древних суперконтинента - Гондвану и Лавразию, существовавших около 750-500 миллионов лет назад. Если это правда, то недавно обнаруженный участок сформировался еще до того, как образовалась Пангея. В научном сообществе полагают, что Средиземное, Черное и Каспийское моря являются разделившимися частями Тетиса.

Долгое исследование

геологи

Эта популярная теория и послужила причиной того, что на протяжении двух лет Грано исследовал дно Средиземного моря с помощью сонаров и магнитных сенсоров.

По его словам, эту часть земной коры не обнаружили до сих пор потому, что она была скрыта под почти 20-километровым слоем донных отложений.

Исследовательская группа Грано тащила за своей лодкой два сенсора, снимающих магнитные данные морского дна. Ученые надеялись обнаружить аномалии, указывающие на древние магнитные породы. Общая картина аномалий могла указать геологам на наличие древней плиты, скрытой под илом.

После того как Грано расшифровал собранные на протяжении двух лет данные, он нашел именно то, что искал. Находка года оказалась участком дна Средиземного моря, расположенным между Турцией и Египтом, который является самым старым на сегодняшний день.

дно

Если эта плита была частью океанического дна Тетиса, это значит, океан был образован на 50 миллионов лет раньше, чем предполагали геологи. Однако Грано не настаивает на том, что найденный участок был частью древнего Тетиса. Вполне возможно, эта плита была частью другого водоема, а оказалась в Средиземном море из-за тех самых геологических процессов. В конце концов, 340 миллионов лет – период немалый.