ДНК-анализ расскажет, кем были родственники Иисуса

Расположенный в Черном море, недалеко от Созополя на восточном побережье Болгарии, остров Свети-Иван был долгое время любимым местом посещения туристов. В древности там находился храм Аполлона. Но в этот раз журналисты встретились со старым болгарским археологом, чтобы поговорить о самой важной находке за всю его карьеру.

Остров Свети-Иван

Интересная находка

В 2010 году Казимир Попконстантинов обнаружил кости, которые, по его мнению, являются останками одного из самых известных святых — Иоанна Крестителя. Было интересно узнать, что анализ ДНК может рассказать нам об этих мощах. Вместе с библеистом Джо Базилем было совершено путешествие по всему миру, в ходе которого снимался документальный фильм о религиозных и научных фактах. Насколько Иисус Христос связан с этими археологическими находками?

Иисус

Попконстантинов сделал свое открытие при раскопках церкви VI века на острове, построенной на вершине базилики около века назад. Когда он осторожно соскабливал грязь, в которой, предположительно, находился алтарь, он наткнулся на каменную плиту и был поражен, обнаружив под ней маленькую мраморную коробку. Археолог сразу понял, что это может быть. Для освящения церкви в этой части Европы в V веке требовалось содержание реликвии от святого или религиозного человека. В этой коробке, известной как реликварий, находилась именно она.

Реликварий

Попконстантинов продолжал раскопки и обнаружил еще одну коробку размером около метра. На краю нижнего ящика была надпись: «Да спасет тебя Бог, слуга Томас. Святому Иоанну».

Когда Казимир открыл реликварий, он обнаружил пять фрагментов костей. Эпитафия на коробке меньшего размера, вероятно, использовалась для перевозки костей во время путешествия. Она являлась ключевым свидетельством, которое побудило исследователя поверить, что останки могут быть такими же, как у Иоанна Крестителя. Находка чрезвычайно важна, отчасти потому, что Иоанн Креститель — ученик Иисуса и его родственник (двоюродный брат). То есть их ДНК должны совпадать.

Родственник

Благодаря ряду научных достижений бурно развивается область расшифровки древних генетических маркеров, предполагающая извлечение и анализ наследственного материала из костей и окаменелых организмов, выкопанных из земли. Теперь у нас имеется ДНК от сотен людей, которые давно мертвы, и анализ этих последовательностей дает возможность лучше понять человеческую историю.

ДНК как доказательство идентичности

Можно относиться скептически к тому, о чем поведали науке кости, найденные в Болгарии. Для начала, ни один тест не может доказать, что это были фрагменты Иоанна Крестителя, Иисуса или любой другой конкретной личности. Мы не можем извлечь и проанализировать неизвестный образец и волшебным образом сказать, что он принадлежал тому или иному историческому персонажу. Для этого нам понадобится образец, который однозначно принадлежал Иоанну Крестителю и с которым мы могли бы сравнить кости. Таким образом, расшифровка генетического материала сама по себе не будет слишком полезной.

Другим важным фактором является риск того, что на останках остались следы прикосновения других людей. В идеальном сценарии древний материал, который предполагается использовать для генетического анализа, должен быть не тронут кем-либо с тех пор, как этот человек умер. Лучшие древние образцы вырыты из земли, помещены в мешок, а затем отправлены прямо в древнюю лабораторию на ДНК-анализ. В течение 500 лет между смертью Иоанна Крестителя и запечатленными в церкви костями любое количество людей могли прикасаться к святым мощам и оставить на них свою ДНК.

ДНК

Надежда не потеряна

Но это не значит, что надежды нет. ДНК деградирует со временем, поэтому мы можем протестировать любой генетический материал, извлеченный из древних останков, для точечных признаков деградации. Это означает, что ученые в состоянии дифференцировать современные следы от древних геномов. Мы также можем попытаться извлечь ДНК из внутренней части костей и ДНК последовательности людей, которые, как известно, вступили в контакт с артефактами. Это поможет разграничить древнюю ДНК и современные загрязнения.

О чем может рассказать ДНК?

ДНК следует использовать как дополнительный инструмент для археологии. Существует два очевидных преимущества, которые анализ ДНК может принести для конкретного исследования. Мы можем сравнить ДНК от реликвии с ДНК других реликтов.

Если мы найдем другие реликвии, предположительно принадлежащие Иоанну Крестителю или близкому родственнику, подобному Иисусу, тогда мы могли бы использовать генетику для сравнения этих двух людей, чтобы доказать, что они являются родственниками.

Кроме того, увеличиваются коллекции ДНК, собранные у людей по всему миру, и мы можем использовать их, чтобы установить географическое происхождение реликвий.

Географическое происхождение реликвий

О чем свидетельствуют кости, найденные в Болгарии?

Радиоуглеродное исследование показало, что мощам действительно было 2000 лет. Похоже, что последовательность ДНК показала сходство с современными популяциями Среднего Востока.

Генетик, который проводил исследование, сказал, что последовательность ДНК соответствует человеку, который извлек костный материал. Это означает, что это с большой долей вероятности остались следы. Для лабораторного исследования осталось лишь небольшое количество материала, поэтому маловероятно, что ученые смогут использовать ДНК, чтобы разобраться в том, кому именно принадлежат кости.

Материал из Болгарии, который, по мнению некоторых исследователей, представляет собой останки брата Иисуса, в настоящее время секвенирован генетиками.

Научная работа с другими артефактами

Тем не менее есть ученые, у которых имеются другие реликвии, при изучении которых анализ ДНК может быть осуществлен. Например, недавние исследования выявили множественные ДНК на Туринской плащанице, в которую завернули Иисуса, когда он был снят со креста.

В Иерусалиме также есть человек, который работает над упорядочиванием материала, представляющего останки Иакова Освятителя. Возможно, именно этот святой держал кости Иоанна Крестителя.

Израильский археолог ведет научное исследование ногтей, оставшихся на распятии. К сожалению, невозможно извлечь ДНК из ржавого железа.

Научные изыскания

Хотя анализ ДНК не может доказать, что эти артефакты могут однажды дать точную картину взаимоотношений между святыми и их современными потомками.

Давайте предположим на мгновение, что следы на ДНК могут быть полностью устранены, и анализ показал, что ДНК с Плащаницы связан с ДНК костей, найденных в Болгарии. Может ли это быть ДНК Иисуса и его семьи? Чтобы ответить на все эти вопросы, требуется глубокая вера.