Как жители Тибета смогли приспособиться к жизни на высоте?

Жизнь на большой высоте действительно увеличивает нагрузку на организм человека. С набором высоты замедляется пищеварение, человек испытывает крайний холод, и должен много есть, чтобы бороться с этой нагрузкой. Тем не менее, людям, домом которых является Тибетское плато, удалось выживать на высоте около 4500 метров в течение тысяч лет.тибет

Исследование генетиков

Новое исследование, проведенное группой генетиков, показало, как именно тибетцы смогли выжить на высокогорье. Оказывается, за это они могут поблагодарить гены, которые были получены, возможно, от вымершего вида людей. После секвенирования целых геномов 27 тибетцев, ученым удалось найти пять различных генов, которые помогают жить в условиях высокогорья.

тибет

Результаты исследования свидетельствуют о том, что влияние экстремальных условий, с которыми сталкиваются люди, живущие в Тибете, по крайней мере 3000 лет назад, способствовало их эволюции.

тибет

За что отвечают обнаруженные гены

Пять вариантов генов, обнаруженных учеными, отвечают за то, чтобы помочь организму справиться с низким уровнем кислорода, большой высотой и плохим питанием. Они также показывают, как предки тибетцев в какой-то момент получили совместное потомство с вымершим видом людей.

тибетНекоторые из этих вариантов уже были определены ранее, когда исследователи обнаружили гены EPAS1 и EGLN1 в популяции. Они заставляют организм производить больше гемоглобина, который переносит кислород по всему телу, когда человек живет на высоте.

тибет

Но ученые также обнаружили несколько генов, о которых мы не знаем. В геноме тибетцев они нашли гены PTGIS и KCTD12, связанные с низким уровнем кислорода, и вариант гена VDR, который был связан с метаболизмом витамина D.

тибет

Исследователи подозревают, что он может помочь людям справиться с дефицитом витамина D, который является общей проблемой на плато из-за плохих условий для роста растений, и, как следствие, скудного рациона.

Генетические факторы

Комплексный анализ генома тибетцев дает ученым ценную информацию о генетических факторах, лежащих в основе уникальной истории этого населения и адаптивной физиологии на большой высоте, объясняет Татум Симонсон. Он был соавтором исследования, результаты которого появились в PLOS Genetics.

тибет

Симонсон продолжает: «Это исследование обеспечивает дальнейший контекст для анализа других постоянных высотных популяций, которые демонстрируют характеристики, отличные от тибетцев, несмотря на подобные хронические стрессы, а также равнинных популяций, в которых гипоксия связана с такими проблемами, как сердечно-легочная болезнь или апноэ сна, и вызывает широкий спектр уникальных физиологических реакций.

Денисовский человек

Но действительно интересно то, что генетика тибетского народа может дать нам представление о том, как жил вымерший вид людей – Денисовский человек. О нем ученым известно только благодаря нескольким костям кисти, найденным в пещере в Сибири. Предполагается, что ген EPAS1 является производным от этих таинственных людей. Это значит, что Денисовский человек также мог быть адаптирован к большой высоте.