Самообразование - это двигатель прогресса и главный катализатор развития личности

Прописная истина, заключающаяся в том, что человек учится с рождения до самой смерти, давно всем известна. Но не всегда этот процесс произвольный, зависящий от желания индивида, осознанный. Нередко обучение происходит либо в ходе подражания, либо в результате приспособления человека к обстоятельствам и условиям жизни. А что тогда такое самообразование?

Это процесс целенаправленного, осознанного приобретения новых знаний, умений и навыков. В основе его лежит не только естественная потребность человека в информации, любознательность, но и приложение волевых усилий.

Смело можно утверждать, что самообразование - это двигатель не только развития личности. Это также огромный потенциал для прогресса. Вспомним, кто создавал науку, кто делал величайшие открытия и разрабатывал изобретения? Не натасканные отличники, не те, кто учился "из-под палки" или по воле родителей. Истинные ученые практически всегда были самоучками в самом лучшем значении этого слова. Потому что двигала ими не обязанность, а жажда знаний. Безусловно, формальное образование определенного уровня было у многих. Вспомним хотя бы Михаила Васильевича Ломоносова. То, что люди постигают по уже написанным книгам, может стать отправной точкой, неким фундаментом. По-настоящему развиваться и достигать новых вершин дает возможность только самообразование. Это оно подстегивает пытливый ум, заставляет искать ответы на неоднозначные вопросы. Это оно подталкивает к открытиям. Это оно не позволяет остановиться на уже понятом и усвоенном.

Технологии самообразования в наше время доступны любому человеку.

В первую очередь, конечно же, оно заключается в чтении. Причем, если раньше мы пользовались библиотеками, то сейчас поиск нужной информации предельно упростился. В сети можно найти книги и статьи на любых языках и по любой теме. Но одного чтения порой недостаточно. Особенно это касается тех сфер, где необходимы и другие навыки, например, конструирования, рисования. В них также многое может дать самообразование. Это и просмотр обучающих программ, освоение материала на компакт-дисках, выполнение упражнений и прослушивание радио. Все может пойти на пользу, достаточно научиться использовать свое время и способности. К примеру, человек, желающий самостоятельно освоить иностранный язык, очень многого может добиться с помощью самообразования. Даже маститые лингвисты постоянно практикуются в пассивном владении: смотрят фильмы в оригинале, слушают аудиокниги. А для новичков создаются специальные программы, пользоваться которыми можно везде, даже в автомобиле или на прогулке.

Самообразование по русскому языку нужно не только профессиональному журналисту или преподавателю. Умение грамотно и

стройно выражать свои мысли не помешает никому. Взять хотя бы такие, казалось бы, далекие от лингвистики специальности, как инженер-программист или химик-технолог. Чтобы люди смогли пользоваться изобретением или разработкой, чтобы они стали достоянием широкого круга, необходимы грамотные инструкции, изложенные хорошим русским языком. А в юридической практике даже одна запятая, поставленная в неправильном месте, может оказаться решающей для толкования того или иного закона. В чем же может заключаться самообразование по русскому? Так называемая "врожденная грамотность" приходит на самом деле с количеством прочитанных книг. Работает зрительная память, обогащается словарный запас. Полезно заглядывать и в пособия и справочники. Тем более, что сомнения в правильности написания того или иного слова возникают нередко даже у самых грамотных людей. И совсем не обязательно выполнять скучные школьные упражнения. Но поиграть в интеллектуальные викторины, порешать кроссворды или лингвистические задачки может каждый. Мышление и память должны работать, только тогда эффект от самообразования будет максимальным.

Комментарии