О том, что такое франчайзинг
Сегодня этот термин все чаще и чаще звучит как среди опытных предпринимателей, так и среди тех, кто только планирует заняться своим собственным делом. Давайте разберемся, что такое франчайзинг, какие преимущества он дает и что нужно учитывать при таком способе организации бизнеса.
Сущность и понятие
Корни данного слова берут начало от французского franchir, которое переводится как «освобождать» и тесно связано с предоставлением в 1559 году прав и свобод епископам. Отвечая на вопрос о том, что такое франчайзинг, следует отметить, что он появился еще в Средневековье, когда короли Британии предоставляли своим баронам право получать с определенных территорий налоги в обмен на разные услуги. В то же время свободные люди могли получить за отдельную плату разрешение вести торговлю на ярмарках и рынках города. Специальные места, в которых они продавали свои товары, имели собственное название - franchises.
- соблюдение конкретных качественных характеристик;
- использование определенных технологий;
- организация бизнеса под оговоренным товарным знаком по разработанной схеме и в четко указанном месте.
Франчайзинг – примеры успешных схем
В России этот вид предпринимательства стал популярным примерно во второй половине 90-х годов. До этого времени в нашей стране мало кто знал, что такое франчайзинг и какие преимущества он имеет. Сейчас же по различным оценкам экспертов на российском рынке успешно работают свыше 200 франчайзинговых компаний. Среди них находятся такие хорошо узнаваемые торговые марки, как Xerox, Subway, Kodak, Baskin Robbins, Alphagraphics и другие.
Минусы франчайзинга
Готовый и проверенный бизнес-план, почти нулевые риски, принадлежность к разрекламированной торговой сети и готовая база для старта бизнеса – это, конечно же, звучит прекрасно. Но не стоит забывать и о негативных моментах. Первый из них – это потеря самостоятельности: вся предпринимательская деятельность становится после заключения соответствующего договора жестко ограниченной правилами франчайзера. Кроме того, работа с известной компанией предполагает существенные ежемесячные выплаты, а это может нанести болезненный удар по прибыли. Третий негативный момент связан с тем, что все участники франчайзинговой сети тесно связаны друг с другом и ошибка любого из них может привести к убыткам остальных. Впрочем, нет такого бизнеса, который был бы гарантировал 100% успеха. Кому-то франчайзинг подходит, кому-то – нет. В любом случае, если встретится очень выгодная франшиза, то почему бы не воспользоваться? Это ведь намного легче, чем начинать все с нуля.