Понятие и виды доходов бюджета

Государство попросту не может существовать без некоторых составляющих. Одна из них – это бюджет. Он используется для вторичного перераспределения валового продукта внутри страны. Правительство может выполнять взятые на себя обязательства по бесплатному обеспечению медициной, образованием и прочим только потому, что это позволяют доходы государственного бюджета. Что же они собой представляют? Из каких источников формируются?

Общая информация

Первоначально давайте разберемся с понятием. Доходы бюджета – это денежные средства, поступившие в казну государства, являющиеся, согласно принятому законодательству, источником финансирования его дефицита. Где для данного случая определяется нормативно-правовая составляющая? Для этой цели существует Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ). Согласно ему выделяются такие виды поступлений:

  1. Налоговые.
  2. Безвозмездные.
  3. Неналоговые.

Они всегда формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству Российской Федерации.

Какие бывают доходы?

Они разделены на собственные (называются еще закрепленными) и регулируемые. Они представляют собой:

  1. Собственные доходы – это закрепленные частично или на полной основе за федеральным бюджетом. К ним относится ранее рассмотренная троица: (не) налоговые и безвозмездные.
  2. Регулируемые доходы. Это региональные и федеральные налоги и другие платежи, по которым нормативы отчислений устанавливаются субъектами РФ или местными бюджетами при наступлении очередного финансового года. Но здесь не все так просто. При этом необходимо учитывать, что доходы местных бюджетов могут устанавливаться только в рамках определенного диапазона, оговоренного законодательством.

Хотя не все соглашаются с подобной точкой зрения. В качестве альтернативы выделяют систему из двух элементов, в которой предусмотрены собственные и заемные доходы. Тогда два рассмотренных пункта объединяются в первом, а вот вторые… Мы к ним еще вернемся.

Налоговые доходы

Это предусмотренные законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные платежи, а также начисляемые на них штрафы и пени. Согласно статьям 13-15 НК РФ, к ним относят:

  1. Федеральные налоги на добавочную стоимость, доходы физических лиц, прибыль организаций, добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, сборы за использование объектов животного мира и водные биологические ресурсы, акцизы. Действуют на территории всей страны. Формируют доходы федерального бюджета.
  2. Региональные налоги устанавливаются на имущество организаций и транспорт. Устанавливаются субъектами РФ или отдельными территориальными единицами.
  3. К местным относится земельный налог и на имущество физических лиц.

Это, пожалуй, самая известная составляющая. Ведь про налоговые доходы бюджета, пускай даже частично, мало кто не слышал. Но есть и другие.

Неналоговые доходы и безвозмездные поступления

О них знает значительно меньше граждан. А зря. Ведь это существенные источники доходов бюджета. Вот что относится к неналоговым доходам:

  1. Платежи от использования имущества, которое находится в муниципальной или государственной собственности, после уплаты всех налогов и сборов. Единственное исключение – то, что находится в автономных учреждениях на оперативном управлении.
  2. Доходы от платных услуг, что оказывают бюджетные организации, после уплаты всех налогов и сборов.
  3. Средства, полученные благодаря применению мер административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Из их числа – штрафы, компенсации, конфискации, возмещение вреда.
  4. Иные неналоговые доходы.

Еще у нас остались безвозмездные поступления. К ним относятся средства, передаваемые из различных элементов бюджетной системы Российской Федерации, а также поступления от юридических и физических лиц, правительств иностранных государств, международных организаций и иные пожертвования, среди которых выделяются:

  1. Дотации.
  2. Субсидии.
  3. Субвенции.

Причем они могут идти как в казну РФ, так и выступить в роли помощи союзникам.

Роль и важность

Доходы бюджета РФ являются частью финансовых ресурсов, которые строго определены нормами бюджетного права. Они используются для формирования денежной базы, направленной на удовлетворение публичных потребностей. При формировании бюджетов проявляются отношения государственной власти и организаций, учреждений, предприятий и населения. При этом они приобретают материально-вещественные воплощения в виде денежных средств, которые идут в качестве платежей. В законодательстве определено, что доходы бюджета (налоги и сборы) являются платежами, что поступают в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение государственной власти и органов местного самоуправления. Нельзя сказать, что сейчас получилось достичь самого лучшего положения, поэтому бюджетный кодекс, обеспечивающий правовую базу, постоянно развивается. Но и это не все. Часть аспектов формирования закреплены в налоговом кодексе. Наличие значительного многообразия групп и видов позволяет классифицировать доходы по множеству критериев. Например, может выделяться социально-экономический признак: юридические лица, государственные угодья и имущество и прочее.

Заемные доходы

Для современного государства они очень важны, ведь позволяют привлечь в бюджет дополнительные средства, когда не хватает собственных источников. Что можно привести в качестве примера? Это:

  1. Ссуды.
  2. Местные или государственные займы.
  3. Банковские кредиты.

При этом предусматривается, что долговые обязательства могут быть:

  1. Краткосрочными. Это до одного года.
  2. Среднесрочными. Это от одного до пяти лет.
  3. Долгосрочными. Это от пяти до тридцати лет.

Такие доходы государственного бюджета могут быть ориентированы как на внешних лиц, так и на внутренних. Рассмотрим пример с государственными облигациями займа. Если планируется, что их покупателями станут иностранцы, то обычно они предлагаются в валюте Европейского союза или США. А вот для граждан РФ и коммерческих организаций, специализирующихся на этом, предлагаются уже в рублях. Несмотря на относительную легкость получения заемных доходов, необходимо помнить, что берутся чужие деньги и на время, а отдавать придется свои и навсегда. К тому же с процентами. Поэтому излишнее злоупотребление этим инструментом является весьма нежелательным.

Изучаем законодательные аспекты

Что ж, основные моменты разобраны. Пожалуй, внимание необходимо уделить еще законодательству и структуре доходов бюджета. Но последняя будет рассмотрена в самом конце. Итак, при изучении доходов наибольший интерес представляет Бюджетный и в несколько меньшей мере Налоговый кодекс. Начнем с наиболее незначительной части, а именно безвозмездных и безвозвратных перечислений. Они перечислены в п. 4 ст. 41 БК. Если говорить о целых видах бюджетов, то каждый из них прописан в правовом поле. Так, например, глава 7 БК оговаривает доходы федерального бюджета. Имеющийся здесь перечень является закрытым. Это значит, что он не подлежит расширительному толкованию. В статье 53 определяются пределы полномочий органов исполнительной и законодательной власти при формировании бюджета. Получение доходов субъектов РФ рассматривается в главе 8. Здесь предусмотрено право вводить региональные сборы и налоги, устанавливать ставки по ним, предоставлять льготы. Но только в рамках полномочий. Доходы местных бюджетов рассматриваются в девятой главе БК.

О собственных доходах

Обычно, говоря о небывалом опыте, рассказывают о других странах. Но в данном случае есть что рассказать и про Российскую Федерацию. И давайте рассмотрим принципиальное новшество бюджетного законодательства. Дело в том, что была реализована схема закрепления за субъектами и местными органами управления доходных источников на постоянной основе. Хотя справедливости ради необходимо упомянуть, что это затрагивает и часть федеральных налогов. Так, источники не подлежат изменению. И в Бюджетном кодексе предусмотрено только два механизма, посредством которых средства могут быть изъяты или управляющие ими ограничены в распоряжении деньгами. Хотя это для субъектов РФ, тогда как для муниципальных образований их три.

О взгляде с финансовой точки зрения

А теперь давайте рассмотрим то же, но с другим подходом. Что собой представляет бюджет? Это основополагающий финансовый план страны. Он имеет силу закона. С помощью бюджета осуществляется перераспределение денежных доходов предприятий и населения в интересах финансирования общественных и государственных расходов. Поэтому очень важно, чтобы он был сбалансированным. Так называется бюджет, в котором равны доходы и расходы. Если они отличаются, то наблюдается дефицит (чаще) или профицит (реже). Хорошо ли это? Не всегда. Давайте рассмотрим пример: существует бюджетный профицит. То есть доходы государства выше расходов. Но как это получено? Если растет экономика – это, безусловно, хорошо. Но вот если с помощью инфляции и обесценивания денег – плохо. Дефицит – тоже нежелаемое состояние.

Решение проблем

С профицитом более-менее ясно. А вот что делать с дефицитом? Можно, конечно, проигнорировать и недофинансировать, но вот простят ли такое избиратели? Поэтому необходимо искать источники доходов, что позволят разобраться с ним. Что может выступать в их роли? Существует два пути:

  1. Внешнее финансирование. Предполагает продажу ценных бумаг на международном финансовом рынке, привлечение кредитов со стороны мировых финансовых организаций, иностранных банков и правительств.
  2. Внутреннее финансирование. Это облигации и векселя, бюджетные ссуды или использование резервов Центрального банка.

Вот так и можно подтянуть уровень финансирования. Но не следует забывать о том, что деньги придется отдавать, причем с процентами. К тому же здесь стоит вопрос доходности. Предложить слишком мало – купят немного. Если большие проценты – то будут проблемы с выплатами. Поэтому необходимо искать золотую середину, которая позволит рассмотреть всем желающим возможность заработка.

Как должен выглядеть идеальный бюджет?

Существует большое количество требований, которые должны выполняться. Но это происходит не всегда. К тому же их слишком много, чтобы все рассматривать и расписывать в рамках одной статьи. Но все же некоторые «избранные» моменты выделить можно:

  1. Отсутствие жесткой привязки доходов к расходам. В первую очередь правительство должно выбрать, какие задачи будут решаться и с помощью какого инструментария. Этим достигается определенная гибкость проводимой экономической политики.
  2. Следует обеспечить иерархию бюджетов. Иными словами, в федеральную казну не должны поступать потоки регионов или отдельных муниципальных образований. Это требование выдвинуто для обеспечения автономности.
  3. В бюджет должны включаться только те расходы и доходы, что подконтрольны правительству.

Заключение

Вот и были рассмотрены различные виды доходов, которые получают бюджеты разных уровней. Также внимание уделялось отдельным специфическим моментам. Но не следует забывать о самом главном – о тех, кто платит налоги. Это и предприятия, и население. Структурное разнообразие предполагает наличие большого количества статей дохода для бюджетов всех уровней. Можно вспомнить о государственных предприятиях, перечисляющих средства, их заработок за границей, формирование стабилизационного, резервного и фонда национального благосостояния. Необходимо учитывать значительное количество различных моментов, которые оказывают влияние на положение дел, уровень доходности, существующие резервы и множество иных специфических деталей.

Комментарии