Танк Maus: фото, характеристики и история создания
Одержать победу во Второй мировой Гитлер рассчитывал благодаря использованию различных единиц боевой техники, которые бы выделялись своими размерами, огневой мощью и были неуязвимыми к вражеским снарядам. Одним из таких образцов стал танк Maus.
С толстой броней, крупнокалиберным орудием и оригинальной конструкцией это творение немецких оружейных конструкторов слишком переоценили - ход войны бронетехника не переломила и победу фашистской Германии не принесла, поскольку даже не участвовала в сражениях. Информация об истории создания, устройстве и тактико-технических характеристиках танка Maus содержится в статье.
Знакомство
Panzerkampfwagen VIII Maus («Мышь») является сверхтяжелым танком, созданным конструкторами Третьего рейха. Руководил проектировочными работами Фердинанд Порше. Как утверждают специалисты, немецкий танк Maus – это самый крупный по своей боевой массе экземпляр. Разрабатывался в течение 1942-1945 гг.
Как все начиналось?
Как утверждают историки, Гитлер отдавал предпочтение крупногабаритной боевой технике. Поэтому вполне объяснимо, что под конец 1941 года у него возникла идея создать сверхтяжелый танк, который по таким параметрам, как защита и огневая мощь, должен был в разы превзойти остальные боевые единицы, находящиея на вооружении вермахта.
В июле 1942 года было собрано совещание, на котором нацистским военным командованием рассматривались вопросы о дальнейшем развитии танковых войск. Прорвать на фронте линию обороны, по убеждению фюрера, было возможно только с применением очень больших и мощнейших танков. Кроме того, такие боевые единицы должны иметь максимально высокий уровень бронированной защиты.
О проектировании «танка прорыва»
Работы по создании боевой машины велись несколькими фирмами. За изготовление корпуса и башни взялась компания «Крупп», двигательной установки – «Даймлер-Бенц», а элементами ходовой части занимались сотрудники фирмы «Сименс». Общую сборку проводили на территории завода, которым владела компания «Алькетт».
Поскольку планировалось танком прорывать хорошо укрепленные места, в его проектировании много внимания было уделено лобовой и боковой броне. По мнению специалистов вермахта, оптимальная толщина лобовой части должна составлять 20 см, а по бокам – по 18 см. Рассматривались несколько вариантов главного орудия, калибр которого мог варьироваться в пределах от 128 до 150 мм.
Первый результат
В январе 1943 года фюреру был продемонстрирован выполненный из дерева макет танка. Как утверждают историки, у Гитлера он вызвал воодушевление. В апреле была изготовлена полноразмерная деревянная модель танка Maus, которая также была одобрена фюрером. Собирать «Мышонка» начали в августе того же года. В декабре был готов первый прототип тяжелого танка Maus.
В боевой технике использовался авиационный двигатель, мощность которого составила 1 тыс. лошадиных сил. Тестирование танка Maus состоялось в декабре 1943 года. На полигон боевая машина прибыла своим ходом. Однако к тому времени конструкторские работы по изготовлению башни не были закончены, поэтому на ее месте был установлен груз.
Весила машина 180 т. Поскольку такую массу не выдержит ни один мост, создатели решили, что танк водные преграды будет преодолевать по дну. На ровной поверхности техника двигалась со скоростью не более 13 км/ч. Кроме того, она была оборудована слабыми подвесками. Проект оказался неудачным и вскоре был закрыт.
О втором прототипе
В 1944 году немецкие оружейники создали более усовершенствованный вариант – V2 Maus. В отличие от предыдущего прототипа, во второй версии использовалась производимая компанией «Шкода» усиленная подвеска, для которой были предусмотрены двойные дорожные колеса. Кроме того, боевая машина содержала систему, осуществляющую кондиционирование, новый двигатель и настоящую башню, а не муляж. Танк Maus V II тестировался в городе Беблингене. Бронетехника обладала отличной управляемостью и маневренностью, что было продемонстрировано в ходе преодоления водных преград и склонов крутизной выше 40 градусов.
Об альтернативном варианте
Концерн Krupp выступил с инициативой создать сверхтяжелый танк по третьему проекту. В технической документации боевая машина значится как танк Tiger-Maus. Такое название обусловлено тем, что в данной бронетехнике немецкие конструкторы максимально воспользовались элементами, заимствованными из танка Tiger.
В отличие от предыдущих проектов, ходовая часть «Тигро-мыши» не закрыта корпусом. Борта защищены съемными массивными экранами. Вес танка Maus составил 150 т. Бронетехнику оснастили форсированным двигателем мощностью не более 1000 л.с. На ровной поверхности Maus-Tiger развивал скорость до 20 км/ч. После конструкторских доработок, основная задача которых была в том, чтобы усилить броню, масса танка была увеличена до 188 т.
Тем не менее производство боевых машин, собранных по данному проекту, по мнению немецких военных специалистов, обошлось бы Германии слишком дорого. Кроме того, ситуация на фронте резко обострилась, и ждать «чудо-танк» у Гитлера не было времени. После консультаций с командованием сухопутных войск вермахта фюрер постановил - работы по проекту третьего альтернативного сверхтяжелого танка Maus прекратить. Боевые машины, сконструированные оружейниками Porsche, по убеждению А. Гитлера были более перспективными.
О бронезащите
Поскольку сверхтяжелый танк создавался для выполнения специфических задач, для него была предусмотрена достаточно необычная компоновка. Башню сместили назад, а корпус состоял из четырех отделений. Танк со слабо дифференцированной броней. Толщина лобовой брони, наклоненной под углом 55 градусов, составляла 20 см, бортовой – 18 см. Поскольку для последней наклон не был предусмотрен, уровень ее защиты был снижен. Ходовая часть с обоих боков прикрывалась специальными съемными 10-сантиметровыми экранами. Танк оборудовали задним 160-миллиметровым бронелистом, расположенным под углом 35 градусов. Передняя часть днища составила 10,5 см, задняя – 5,5 см. Весил «Мышонок» до 188 т. Экипаж состоял из шести человек. Фото танка Maus представлено в статье.
Устройство корпуса
Немецкий сверхтяжелый танк имел сварной корпус. Соединение стальных листов осуществлялось при помощи прямоугольных шипов с штифтами цилиндрической формы, которые обеспечивали большую прочность креплений. Внутри корпуса располагались специальные перегородки.
Танк состоял из четырех отделений: управленческого, моторного, боевого и трансмиссионного. В первом располагались водитель и радист. Отделение оснащалось различной управленческой аппаратурой и огнетушителями. Верхняя часть корпуса стала местом для специального люка, оборудованного перископом. Защиту люку обеспечивала бронированная крышка. Покинуть танк из управленческого отделения можно было также через запасной люк внизу. В данном отделении разместили баки с топливом. Их емкость составила 1560 л.
В моторном располагались двигатель, радиаторы, масляный бак и охлаждающая система. Центр корпуса стал местом для боевого отделения. Тут разместили снаряды в количестве 36 штук и механизм, осуществляющий заряжание аккумуляторов и питание башенного привода. Боевое отделение комплектовалось редуктором и генераторным блоком. Трансмиссионное с электродвигателями и редукторами расположили на корме танка.
О конструкции башни
Данный элемент танка был соединен с башенным погоном путем сваривания. Для башни был предусмотрен двухскоростной электромеханический привод вращения с ручным дублированием. Внутри ее могло находиться четыре человека. Внутреннюю часть оборудовали перископическим прицелом, стеллажами, на которых был размещен боекомплект, компрессором, задача которого – продувать ствол основного танкового орудия. Немецкие конструкторы собирались оснастить танк стереоскопическим дальномером. Установить его планировали на крыше башни.
О двигателях
На сверхтяжелый танк немецкие оружейники установили комбинированную силовую установку. Тяговые электродвигатели подпитывались от электрогенератора. Бензиновый силовой агрегат DB-603A2, выпускаемый компанией «Даймлер-Бенц», обладал мощностью 1080 лошадиных сил и рабочим объемом 44,5 л. Мощность электрических реверсивных двигателей составляла по 544 л. с. При изменении мощности происходило плавное изменение оборотов, благодаря чему управлять «Мышью» при поворотах и торможении было удобно в различных режимах.
О ходовой части
В ходе тестирования сверхтяжелой боевой машины немецкие конструкторы поняли, что использовать торсионную подвеску нецелесообразно. Она была не в состоянии выдерживать слишком большой вес танка. Для создания двухрядной ходовой части проектировщики решили применить одинаковые тележки в количестве 24 штук. Их попарно соединили с одним кронштейном, который закрепили между фальшбортом и бортом боевой машины.
Амортизирующими элементами в ходовой части стали несколько буферных пружин. Каждая тележка была оборудована двумя опорными катками, обладающими внутренней амортизацией. Благодаря такой конструкции ходовая часть была ремонтопригодной, но имела большой вес. Несколько раз немецкие инженеры экспериментировали с облегченными катками, но вскоре от этой идеи были вынуждены отказаться. Ведущее колесо расположили сзади ходовой части, а направляющее – спереди. Его оборудовали специальным механизмом, отвечающим за натяжение гусениц.
О вооружении
Сверхтяжелый танк оборудовали двумя спаренными пушками, калибры которых составляли 15 и 128 мм. Первое орудие было рассчитано на 200 выстрелов, второе – на 68. Функцию дополнительного вооружения выполняли два 7,92-миллиметровых пулемета. Их боекомплект составил 1 тыс. патронов. Кроме того, немецкими конструкторами планировалось оборудовать танк зенитной пушкой, калибр которой варьировался бы в пределах от 15 до 20 мм.
В заключение
Как утверждают специалисты, использование сверхтяжелых танков привести Германию к победе могло лишь теоретически. Несмотря на то что эти боевые машины были с внушительной броней, ее было бы недостаточно, учитывая общую массу «Мышонка». Кроме того, наклонные углы, по убеждению экспертов, были выбраны нерационально.
Использование мощного вооружения привело к избытку общего веса бронетехники, которая из-за огромных размеров и низкой подвижности стала бы удобной мишенью для противника. Слишком большая масса доставила бы много хлопот при транспортировке и преодолении мостов.
В конце 1944 года производственные мощности и сырьевые ресурсы Германии оставляли желать лучшего. Выпускать основные виды вооружения промышленность страны была уже не в состоянии. Вскоре все запланированные работы по изготовлению «Мыши» были прекращены, а уже готовые единицы порезали на металлолом. В реальных боевых условиях эта бронетехника так и не была испытана.
Сегодня повоевать «Мышонком» можно в виртуальном мире, а именно в игре World of Tanks (WoT). Танк Maus, по отзывам многих геймеров, обладает достойной броней и самым большим запасом прочности. Благодаря внушительному боекомплекту и отличной стабилизации пушки, прокачав данную бронетехнику, будет нетрудно нанести противнику серьезный разовый урон.