Способности в психологии: это врожденные или приобретенные качества?

Одна из важных и сложных тем в психологии – способности человека, их появление, становление и развитие. Следует отметить, что нет четкого определения данной категории. К примеру, Б.М. Теплов говорит о том, что способности в психологии можно рассматривать как индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого.

Если речь идет о способностях индивида, то, прежде всего, имеются в виду его возможности в определенном виде деятельности. Например, человек может быть хорошим плотником или столяром, с легкостью осваивать иностранные языки, понимать математические закономерности и без труда решать задачи. Все эти действия он выполняет с учетом того, что другие люди, обучающиеся вместе с ним, хуже владеют данными навыками, не так проявляют свои способности. В психологии этот термин можно определить как имеющийся у индивида некий потенциал, который он может развивать для достижения лучших результатов.

При разговоре родителей, обсуждающих возможности своих детей, часто звучат фразы о том, что их чадо проявляет те или иные способности. Как правило, когда речь идет о дошкольниках, то имеется в виду, что ребенок хорошо рисует или более развит по отношению к своим сверстникам в физическом плане, что позволяет достигать ему высоких результатов в спорте. Многие хвастаются успехами своих детей, гордятся ими.

Способности в психологии часто ассоциируют с такими терминами, как «талант» и «одаренность». Это сравнение оправдано, поскольку если помогать ребенку развивать свои умения, совершенствовать их, то через определенный промежуток времени вполне можно будет сказать о нем, что он является одаренным. К примеру, если дошкольник проявляет интерес к живописи или музыке, ему нравится этим заниматься, то следует подумать о том, чтобы определить его в какой-либо кружок, дабы развить способности.

В психологии достижения талантливого человека являются результатом слаженной работы его нервно-психических свойств и непосредственно самой деятельности. Именно поэтому такие люди несколько рассеянны, несобранны, постоянно отвлекаются. Зато, когда того требуют обстоятельства, они с легкостью мобилизуют все свои усилия для достижения высоких результатов именно в сфере собственной одаренности.

Как же все-таки обнаруживаются способности человека? Психология и ее исследования в данной области помогут ответить на этот вопрос.

Поскольку это те качества, благодаря которым индивид достаточно легко приобретает знания и успешен в какой-либо деятельности, можно говорить о неком врожденном их характере, о генетической предрасположенности. При этом без внимания не остается и сам процесс развития этих навыков. Не совсем верно говорить о способностях человека к живописи, если его не пытались пристрастить к рисованию, ведь только в процессе планомерного обучения этому виду деятельности можно выяснить правду об их наличии или отсутствии.

Развитие способностей психология объясняет достаточно просто: для этого нужны лишь небольшие задатки. Но у большинства людей при рождении есть таковые, а почему одни получаются более способными, нежели другие? Ответ очевиден: только совершенствуя то, что заложено природой, вы можете добиться высоких результатов.

Комментарии