"Болеро", Равель и Космос
Шедевр, который создал композитор Морис Равель,"Болеро", для балерины Иды Рубинштейн, - последнее свидание его творчества с симфоническим оркестром.
Построение произведения
Одна из самых длинных мелодических тем в истории всемирной музыки - целых тридцать четыре такта - неотступная, неуклонная, упорно повторяющаяся, цепко держит всё это разросшееся до вселенских размеров здание. Кстати, на чисто испанское болеро эта мелодия бы не легла.
Инструментовка
Начинают два малых барабана, постепенно созывая остальные. В конце "Болеро" Равель потрясает публику тем, что то же самое ритмическое сопровождение звучит уже в исполнении не только всех барабанов, но и деревянных духовых - флейт, гобоев, кларнетов, - и медных духовых - труб, валторн, - да ещё и всей струнной группы! И вот ещё одна интереснейшая особенность: струнные тут не солируют! Они имитируют звук народных инструментов - простых мандолин и гитар.
Это равелевское крещендо - великая объединяющая сила. Сравниться по нарастанию оркестровой мощи могут разве только Бетховен и Рахманинов, и то относительно. Террасообразность - это динамика от Баха и только от него. Хотя, надо признать - крещендо, охватывающее целое произведение - тут Равель оказался значительно "круче" всех.
Оркестровый стиль
Чудо оркестровки в "Болеро" Равель сделал благодаря внедрению старых и забытых в симфоническом оркестре инструментов - челесты, малой трубы, саксофонов и гобоя д'амур, чем весьма разнообразил тембровую палитру звучания. Причём тембры в основе своей использовал чистые, не смешанные, за исключением эпизодов, когда подключаются инструменты той же группы - для усиления звучания. Самое изощрённое ухо изумляет своей новизной такая музыка. Равель "Болеро" высек словно из единой глыбы мрамора - там даже нет переходов из тональности в тональность. Только в самой кульминации из до-мажора, казавшегося вечным и лучшим, божественной вспышкой озарил слушателей ми-мажор. Словно туча, захватившая весь мир, тутти вдруг пронзается мощным и чистым звуком четырёх труб, затем звучат тромбоны, ударные... и - всё. Апокалипсис. Впрочем, программное содержание этого произведения трактуется весьма широко - от стриптиз-танца до сопротивления патриотических сил Испании вражьей угрозе. Сие зависит от уровня восприятия слушателя.