Фарс - это главный жанр в средневековом театре

Средневековый комический театральный жанр - комедия. Фарс - странное дитя двух несовместимых родителей. Если комедия - его матушка, то отцом, давшим ему имя, стал церковный текст, в котором фарсом называли вставки (перевод - "начинка") - Epistola cum farsa или Epistola farsita, впрочем, их было множество в гимнах и даже просто в молитвах. Если продолжить сравнение, рассматривая родственные связи, то здесь не слишком далеко расположилась и столь излюбленная древнеримским населением трагедия. Фарс в данном случае заключался в том, что на арене бедных трагиков пожирали хищные звери под жизнерадостные вопли зрителей. Не зря вспоминается поговорка, что любое действие только впервые может быть трагедией, повторенное дважды - уже фарс. Это перестаёт убеждать. Так что же такое фарс? 

Итак, термин закрепился за небольшой драматической интермедией в 12-м веке. Фарс - это и проблемы семьи, и отношения слуги и хозяина, и плутовство, и похождения солдат и студентов, любые смешные случаи из жизни как батраков и торговцев, так и судей и чиновников.

Образные ряды пестрят комическими ситуациями, достигаемыми довольно дешёвыми средствами - при помощи потасовок и перебранок. Развитие сюжета предполагает перескакивание из одного места действия в другое, единства нет. Характеры глубоко не раскрываются, персонажи в основном каламбурят и острят. Темы разнообразны и заимствованы чаще всего из окружающей повседневности. Постановочные средства самые примитивные, поскольку подготовки к спектаклям не предусмотрено. К концу 15-го века количество фарсов возрастает, наступает расцвет жанра.

Фарс - это расцвет французского театра

Французский театр при всей его зачаточности уже к 12-му веку приобрёл некоторые чисто фарсовые черты. Построение на остроумных сюжетных ходах. Персонажи - предшественник Арлекина (Herlequin), алхимик, монах. Особенно знаменитой становится трилогия о Потилене, стряпчем, ловкаче и пройдохе. Автор неизвестен. Подозреваются и Вийон, и де ла Саль, и Бланше. Назидательные и политические фарсы сочиняла королева Марго (Наваррская, та самая). Значительно позже постоянно просвечивал фарс в комедиях знаменитого Мольера. Например, "Мнимый больной" или "Проделки Скапена". Критическое время развития театра - 17-й век. Фарс уходит с французской сцены. На его место с триумфом приходит полновесная литературная комедия.

Фарс - это отец итальянской комедии

Фарс, сам по себе не слишком самостоятельное драматургическое действо, оказал огромное влияние на театральное искусство всего мира. В том числе Италия стала настоящим домом для фарса, но в итоге получила талантливое дитя - комедию дель арте, с бессмертными масками Коломбины, Панталоне, Доктора и Арлекина.

Фарс - это главный жанр на подмостках средневековой Европы

Литература и других европейских стран оставила нам в наследство образчики этого жанра. В Германии существовали масленичные игры, бичующие человеческие слабости. В 12-15-м веках в сочинении фарсов чаще всего преуспевали мейстерзингеры (немецкие поэты-певцы), особенно нюрнбергские. Подобно рыцарям, гордящимся происхождением, мейстерзингеры были настоящими профессионалами и уважали искусство поэзии как ремесло. А в Испании творил Сервантес. Самые знаменитые фарсы его гениального пера – "Два болтуна" и "Театр чудес".

Комментарии