«Мнимый больной» в зеркале мирового кинематографа

То, что Жан Батист Поклен, в народе более известный как Мольер – классик не только французской, но и всей мировой литературы, сомнений ни у кого не вызывает. Но удивительно то, что этому плодовитому драматургу кинематограф уделял намного меньше времени, чем другим, порой гораздо менее известным и заслуженным. Так, с лету можно вспомнить, пожалуй, лишь французскую экранизацию «Скупого» с великим Луи де Фюнесом в главной роли и советского «Тартюфа» Яна Фрида с Михаилом Боярским.

В ряду обойденных оказалась и самая последняя работа великого драматурга – «Мнимый больной». Казалось бы, интерес должен подстегиваться самой трагичной судьбой Мольера. Он писал пьесу, будучи на последней стадии туберкулеза, смертельно больной, играл в ней главную роль - мнительного богатея Аргана. И вот на четвертом представлении «Мнимого больного» у него начался сильнейший приступ кашля. В этот же вечер любимый Францией драматург и актер умер, так и не покаявшись в своих театральных делах. Да-да, в 17 веке лицедейство было не в чести у церкви, и актеров были запрещено хоронить на освященном кладбище без покаяния. Мольер не покаялся, и только заступничество самого короля Франции позволило похоронить его, но за окраиной кладбища, там, где были могилы самоубийц и некрещеных младенцев.

Пьеса «Мнимый больной» стала своеобразным грустным памятником ему и его времени. Грустным, и в то же время очень веселым. Ведь сам Мольер «Мнимый больной» определил как комедию с музыкой и балетом. Сатирическая комедия едко и весело высмеивает и семейные устои общества, и лекарскую профессию (уж кто-кто, а Мольер о лекарях был самого невысокого мнения, как, впрочем, и о других ученых профессиях того времени – адвокатах, судьях, педагогах).

Итак, «Мнимый больной». Мольер. Кино. Казалось бы, кинематограф и телевидение любят костюмные фильмы. Но в итоге попыток экранизировать легкую, веселую пьесу Мольера было не так уж много, как может показаться. Пожалуй, можно вспомнить лишь венгерскую короткометражку и германский фильм, вышедшие, как не удивительно, в одном и том же 1952 году. Следующий массовый всплеск интереса к «Мнимому больному» - 1979 год, когда экранизации вышли в Италии и Советском Союзе.

На родине же, во Франции, последнюю пьесу Мольера воплощали на киноэкране всего два раза – немного для национальной классики, согласитесь. Первый раз был в 1971 году, главную роль исполнил Мишель Буке, второй раз «Мнимый больной» во Франции был снят уже в новом тысячелетии – в 2008 году. В этот раз роль досталась одному из лучших французских комиков Кристиану Клавье.

Но для нас наибольший интерес представляет советская постановка, ведь ее режиссером стал замечательный киносказочник, известный своими детскими фильмами – Леонид Нечаев. Удивительно, что многие забывают про этот телефильм, вспоминая творчество Нечаева. А ведь «Мнимый больной» в его постановке – это группа блестящих актеров, среди которых – Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Татьяна Васильева, Александр Ширвиндт, Ролан Быков, это – отличная музыка Алексея Рыбникова, с тонкой иронией стилизованная в духе эпохи.

В отличие от первоисточника, «Мнимый больной» «советского розлива» получился не злой сатирой, а скорее, доброй иронией над происходящим. Наверное, в этом отразилась личность Леонида Нечаева, склонного не критиковать, а подшучивать, не насмехаться, а по-доброму улыбаться над своими героями и их семейными обстоятельствами.

Так что всем, кто хочет получить удовольствие от веселой костюмированной игры, легкой умственной забавы – добро пожаловать в дом господина Аргана, где ждут своего часа клистиры и пилюли, веселые розыгрыши и любовные интриги, все, чем славятся французский театр и комедии господина Мольера.

Комментарии