«Мнимый больной» в зеркале мирового кинематографа
То, что Жан Батист Поклен, в народе более известный как Мольер – классик не только французской, но и всей мировой литературы, сомнений ни у кого не вызывает. Но удивительно то, что этому плодовитому драматургу кинематограф уделял намного меньше времени, чем другим, порой гораздо менее известным и заслуженным. Так, с лету можно вспомнить, пожалуй, лишь французскую экранизацию «Скупого» с великим Луи де Фюнесом в главной роли и советского «Тартюфа» Яна Фрида с Михаилом Боярским.
Итак, «Мнимый больной». Мольер. Кино. Казалось бы, кинематограф и телевидение любят костюмные фильмы. Но в итоге попыток экранизировать легкую, веселую пьесу Мольера было не так уж много, как может показаться. Пожалуй, можно вспомнить лишь венгерскую короткометражку и германский фильм, вышедшие, как не удивительно, в одном и том же 1952 году. Следующий массовый всплеск интереса к «Мнимому больному» - 1979 год, когда экранизации вышли в Италии и Советском Союзе.
Но для нас наибольший интерес представляет советская постановка, ведь ее режиссером стал замечательный киносказочник, известный своими детскими фильмами – Леонид Нечаев. Удивительно, что многие забывают про этот телефильм, вспоминая творчество Нечаева. А ведь «Мнимый больной» в его постановке – это группа блестящих актеров, среди которых – Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Татьяна Васильева, Александр Ширвиндт, Ролан Быков, это – отличная музыка Алексея Рыбникова, с тонкой иронией стилизованная в духе эпохи.
В отличие от первоисточника, «Мнимый больной» «советского розлива» получился не злой сатирой, а скорее, доброй иронией над происходящим. Наверное, в этом отразилась личность Леонида Нечаева, склонного не критиковать, а подшучивать, не насмехаться, а по-доброму улыбаться над своими героями и их семейными обстоятельствами.
Так что всем, кто хочет получить удовольствие от веселой костюмированной игры, легкой умственной забавы – добро пожаловать в дом господина Аргана, где ждут своего часа клистиры и пилюли, веселые розыгрыши и любовные интриги, все, чем славятся французский театр и комедии господина Мольера.