Мажор - это лад с улыбкой
- А ты умеешь играть на скрипке?
- Не знаю, не пробовал. Может, и умею.
Звучит смешно, не так ли? И действительно, для создания музыки прежде всего необходим лад. Где его искать? Во взаимосвязях между звуками разной высоты! Только тогда и получатся необходимые согласие и стройность.
Ступени лада
Напойте тихонько мелодию любой хорошо знакомой музыки (не так важно, детская песенка это, современный танец, военный марш или тема из какой-нибудь знаменитой симфонии). Попробуйте остановиться то в одном месте, то в другом. Сразу будет понятно, что в некоторых местах закончить музыкальную мысль просто невозможно. Вовсе не потому, что слова песни не окончились или движение танца не доведено до конца.
Мажор - это лад, в переводе с латинского "большой" или "больший". Гамма строится так: два тона плюс полутон, затем три тона плюс полутон. Проверьте, сыграв гамму до-мажор, - это совпадает точно. А вот если попробовать сыграть так же по белым клавишам гамму от нотки "ре" до "ре"? Получится "ре-мажор"? Нет? А если посчитать по тонам, получатся только звуки ноты "фа", и "до" придётся повысить на полтона. "Ре-мажор" играется с двумя диезами. Таким же образом можно построить мажорные гаммы от любой ноты. Потренируемся? Например, гамма "ля-мажор". Между нотами "ля" и "си" - безусловно тон, а вот между "си" и "до" - полутон (но нам-то нужен тон, значит - повышаем, получается "до-диез"), далее от "до-диеза" до ноты "ре" - полутон, и это правильно, между нотами "ре" и "ми" - нужный нам тон, а вот от ноты "ми" до ноты "фа" - снова полутон. Опять же, нам нужен тон, значит, будет "фа-диез", и снова между нотами "фа-диез" и "соль" - получился полутон, а не тон, значит, сыграем "соль-диез", и напоследок нужен полутон между "соль-диез" и "ля" - так и есть, полутон, и это уже правильно. Значит, "ля-мажор" - тональность с тремя знаками при ключе: первый знак всегда "фа-диез", второй - "до-диез" и третий - "соль-диез". В основе любой отдельной мелодии и целого музыкального сочинения всегда лежит тот или иной лад, который организует высоту звуков, придавая музыке гармонию, то есть стройность и чистоту звучания.