Мажор - это лад с улыбкой

О том, что такое музыка, знает каждый. Прежде всего это гармония, то есть стройность, упорядоченность и согласованность звучания. Но невозможно получить музыку, нажав на какие придётся клавиши рояля. Как в анекдоте:

- А ты умеешь играть на скрипке?

- Не знаю, не пробовал. Может, и умею.

Звучит смешно, не так ли? И действительно, для создания музыки прежде всего необходим лад. Где его искать? Во взаимосвязях между звуками разной высоты! Только тогда и получатся необходимые согласие и стройность.

Ступени лада

Напойте тихонько мелодию любой хорошо знакомой музыки (не так важно, детская песенка это, современный танец, военный марш или тема из какой-нибудь знаменитой симфонии). Попробуйте остановиться то в одном месте, то в другом. Сразу будет понятно, что в некоторых местах закончить музыкальную мысль просто невозможно. Вовсе не потому, что слова песни не окончились или движение танца не доведено до конца.

Сами звуки не дают покоя, потому что одни из них устойчивые, а другие - неустойчивые и гонят изо всех сил музыку дальше, они как бы на одной ноге стоят, а некоторые - ещё и на цыпочках. Когда разные по высоте звуки объединяются и выстраиваются словно по росту - друг за другом, получается лад. Звучащий светло, солнечно - мажор. Это если сыграть все клавиши подряд от одной ноты "до" до "до" следующей. Запомните, как это звучит и отметьте два полутона. Получается нота "до-мажор". Это единственный мажор, не требующий чёрных клавиш. А если вы сыграете от "ля" до следующей "ля" - получится лад минорный, более "тёмный" по звучанию, как дождливая погода. Первый звук (первая ступень) лада - тоника. Вот здесь чаще всего начинается и заканчивается музыкальная фраза. Он самый устойчивый. Помогают ему третья и пятая ступени - тоже устойчивые. Все три вместе - тоническое трезвучие, опора музыки, её "дом" с хозяйкой-тоникой во главе. Остальные ступени неустойчивые. Две из них - колеблются просто в крайней степени. Это вторая и седьмая. Они окружают тонику и изо всех сил к ней тянутся вместе с мелодией, разрешаясь (то есть растворяясь и успокаиваясь) только в ней.

Строение мажорного лада

Мажор - это лад, в переводе с латинского "большой" или "больший". Гамма строится так: два тона плюс полутон, затем три тона плюс полутон. Проверьте, сыграв гамму до-мажор, - это совпадает точно. А вот если попробовать сыграть так же по белым клавишам гамму от нотки "ре" до "ре"? Получится "ре-мажор"? Нет? А если посчитать по тонам, получатся только звуки ноты "фа", и "до" придётся повысить на полтона. "Ре-мажор" играется с двумя диезами. Таким же образом можно построить мажорные гаммы от любой ноты. Потренируемся? Например, гамма "ля-мажор". Между нотами "ля" и "си" - безусловно тон, а вот между "си" и "до" - полутон (но нам-то нужен тон, значит - повышаем, получается "до-диез"), далее от "до-диеза" до ноты "ре" - полутон, и это правильно, между нотами "ре" и "ми" - нужный нам тон, а вот от ноты "ми" до ноты "фа" - снова полутон.  Опять же, нам нужен тон, значит, будет "фа-диез", и снова между нотами "фа-диез" и "соль" - получился полутон, а не тон, значит, сыграем "соль-диез", и напоследок нужен полутон между "соль-диез" и "ля" - так и есть, полутон, и это уже правильно. Значит, "ля-мажор" - тональность с тремя знаками при ключе: первый знак всегда "фа-диез", второй - "до-диез" и третий - "соль-диез". В основе любой отдельной мелодии и целого музыкального сочинения всегда лежит тот или иной лад, который организует высоту звуков, придавая музыке гармонию, то есть стройность и чистоту звучания.

Комментарии