Самый быстрый танк БТ-7 создавался не для обороны
«И танки наши быстры…» Эта строчка известной песни из популярного в тридцатые годы кинофильма «Трактористы» как нельзя лучше выражает суть советской военной доктрины предвоенных лет. Не мощны и не непробиваемы, на первом месте – скорость.
Танки серии БТ в самом своем названии содержат информацию о главном достоинстве этой техники. Буква «Б» означает «быстроходный», и не зря. 62, а тем более 86 километров в час – неплохой показатель даже для бронетехники XXI века, а в первой трети XX он казался фантастическим. Танк БТ-7 - самый быстрый танк своего времени, это факт. Остается лишь понять, для чего он создавался, узнать, как это происходило, и разобраться, почему наши сограждане так мало знают об этом шедевре.
Главными элементами конструкции, позволяющими развивать большую скорость, в любой машине является ходовая часть и двигатель. Разумеется, значение имеет и вес, применительно к танку – масса брони. Но задача инженера состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение этих параметров для того, чтобы выполнить техническое задание максимально полно. Самый быстрый танк в мире был оснащен подвеской Кристи, которую сегодня применяют создатели бронетехники всего мира, тогда же, в начале тридцатых, ее простую гениальность смогли оценить только советские инженеры. Более того, западным конструкторам потребовалось не менее двух десятков лет для того, чтобы прийти к этому решению.
Первым в модельном ряду стал танк БТ-2, колесно-гусеничный. В своей основе он уже обладал всеми признаками современной агрессивной машины, способной в короткий срок преодолевать большие расстояния, устремляясь в прорывы, охватывая вражеские воинские соединения и города. Особенность конструкции – ее способность двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу, то есть сочетание быстроходности с проходимостью. Исходя из этой специфической черты, можно сделать вывод о назначении машины: по советской территории, всегда отличавшейся сложным дорожным рельефом, самый быстрый танк должен был перемещаться на гусеницах, а при пересечении границы ему оставалось лишь их сбросить, как лишнюю обузу, и мчаться далее по трассам и автобанам. Двигатель был карбюраторным, что позволяло использовать захваченный при наступлении бензин. БТ-2 стал экспериментальным, производился в 1933 году, когда агрессивные планы Гитлера только начинали зреть в его воспаленном мозгу. Уже в 1934 году с советских конвейеров уже сходили новые машины БТ-5. Вооружение состояло из 45-миллиметровой пушки и пулемета.
1935 год стал датой рождения БТ-7. Ничем подобным на тот момент не обладала ни одна из стран мира, это был самый быстрый танк, но и по другим показателям он стал лучшим. Калибр башенного орудия – 45 или 76 мм (в зависимости от модификации), лобовое наклонное бронирование 22 мм, двигатель дизельный В 2, 400 л.с. Экипаж – «три танкиста, три веселых друга».
Боевое «крещение» самый быстрый танк принял в Монголии, когда была проведена блестящая наступательная операция по разгрому японских войск. Тогда же сказалась и «европейская ориентация» этой машины, узкие гусеницы вязли в песке, а о колесном передвижении не могло быть и речи. Те же недостатки проявились и во время Финской кампании, однако менять конструкцию почему-то не спешили.
Причина, по какой самый быстрый танк не проявил себя в годы Великой Отечественной войны, все та же. БТ создавался для европейского театра военных действий, а его возможности и достоинства в условиях бездорожья остались нереализованными.
Произведено быстроходных танков было немало, более 5 тысяч. Те из них, которые удалось сохранить после катастрофического начала войны, нашли свое применение в 1945 году, во время стремительной наступательной операции, в результате которой была уничтожена Квантунская группировка численностью в 1 млн. 400 тыс. японских солдат и офицеров. Советские потери составили около 12 000 человек.