«Черные» и «белые» раскопки Второй мировой войны
Шестьдесят восемь лет назад окончилась Вторая мировая война. Раскопки продолжаются и поныне.
Что побуждает местных жителей и приезжающих издалека археологов брать в руки лопату, отправляясь к местам былых сражений? В большинстве случаев, это, увы, алчность. Найденные артефакты - безмолвные свидетели чьих-то жизней и смертей - имеют в наш прагматичный век свою рыночную стоимость. Раскопки Второй мировой войны стали насущным бизнесом.
«Черные» копатели ищут все, что может представлять материальную ценность. Наиболее прибыльны останки оккупантов – в первую очередь, немцев, а также румын, итальянцев, испанцев, венгров и других представителей стран, участвовавших в войне против СССР. Объясняется это тем, что в их вещмешках находят порой занятные предметы, представляющие интерес для коллекционеров.
Что могло быть у советского солдата? Кроме звездочки на пилотке, разве что, как поется в песне, «письмо от матери да горсть родной земли». Смертных медальонов устав Красной Армии не предусматривал, иногда воины сами их изготавливали, но такое было нечасто, это считалось плохой приметой. Раскопки Второй мировой войны на Украине, в России и Белоруссии, к сожалению, редко приводят к тому, что выясняется личность погибшего, а если это происходит, то обычно благодаря сохранившимся документам, письмам и металлическим предметам, на которых владельцы выцарапали имя и фамилию. Часто останки находятся под неглубоким слоем грунта, буквально в дециметрах от поверхности.
Особой удачей у копателей считается находка ювелирных изделий, в том числе перстней СС, наград с нацистской символикой, пряжек поясов, пуговиц, кокард, ножей c имперскими орлами. Хорошо идут на торгах каски, фляги и другая амуниция.
Неофициальные копатели в девяностые годы иногда восстанавливали найденные в земле «стволы» для продажи представителям криминального мира. Сегодня этот способ вооружения утерял актуальность, современный пистолет или автомат стоит дешевле.
Раскопки Второй мировой войны производят как «черные», так и «белые» археологи. Между ними есть два основных различия: во-первых, наличие документов, подтверждающих право на поисковые работы, во-вторых, цели. Группы, создаваемые официально, ищут останки солдат для того, чтобы сообщить о том, что одним неизвестным солдатом стало меньше. Вещи, найденные при этом, передаются родственникам, на память о героически погибшем предке, за исключением, разумеется, оружия.
Особый интерес представляет в историческом аспекте боевая техника, обычно затопленная. В акватории одесского залива не так давно дайверами был обнаружен транспортный трехмоторный «Юнкерс» – Ю-52. Среди вещей на борту – планшет с топографическими картами, на которые были нанесены планы отступления немецких войск. Как повлияло уничтожение штабного самолета на исход освободительной операции, предстоит оценить ученым-историкам. Важны и другие раскопки Второй мировой войны: танки, самолеты, автомобили, суда. По серийному номеру, выбитому на несущей конструкции, можно, пользуясь архивами МО определить, кто управлял этой техникой.
Массовость «пропавших без вести» стала следствием огромных потерь, понесенных воюющими сторонами на территории СССР. Однако раскопки Второй мировой войны иногда открывают неизвестные страницы истории в Северной Африке, в Европе, и в других регионах, охваченных пламенем тех лет. В 1998 году французскими специалистами было сделано заявление об обнаружении в море недалеко от Марселя самолета «Лайтинг», на котором отправился в свой последний полет знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери.