Танки Второй мировой войны: фото, обзор, описание, характеристики
Танки Второй мировой войны сыграли очень важную роль в достижении такой желанной победы. Это было время противостояния двух разных мировоззрений и состязания как технических средств, так и боевого духа солдат. В этой статье пойдет речь о наиболее популярных танках Второй мировой войны: КВ-1, ИС-2, Т-34, «Пантера», «Тигр» и «Шерман».
Бронированные великаны
Впервые они появились во время Первой мировой. Эти бронированные машины обладали огромным весом и габаритами, чем наводили ужас на своих врагов, которые зачастую теряли самообладание и начинали паниковать при виде этих железных чудовищ. Первые танки сравнительно легко могли прорвать оборону противника, преодолев траншеи, окопы и проволочные заграждения. Однако, обладая всеми вышеперечисленными преимуществами, они имели малую скорость, проходимость и плохую маневренность.
К началу Второй мировой войны тяжелые танки стали более усовершенствованными. Конструкторы учли промахи, допущенные при создании первых машин, и теперь стремились наделить их высокой скоростью и маневренностью. Кроме того, приоритетным направлением считалось обеспечение танков надежной лобовой броней, которая была бы способна выдержать попадание артиллерийских и противотанковых снарядов. Главными производителями тяжелых машин стали Германия, Советский Союз и несколько стран, входящих в антигитлеровскую коалицию.
Тяжелые танки, сделанные в СССР
Наша страна оказалась единственной, принимающей участие во Второй мировой, которая к 1940 году уже имела на вооружении такую машину. Это был штурмовой танк «Климент Ворошилов», или КВ, который весил 52 т. Толщина его бортовой и лобовой брони варьировалась в пределах 70-75 мм. Он был оснащен 36-зарядными 152-миллиметровыми орудиями и тремя пулеметами калибра 7,62 мм. Всего было выпущено 204 танка КВ, и почти все машины были утеряны во время первых боев в 1941 году.
Следующими подобными танками Второй мировой войны, выпущенными в СССР, стали машины под названием «Иосиф Сталин» (ИС-2). Их масса составляла всего 46 т. Они не были самыми тяжеловесными, однако их до сих пор заслуженно называют «танками Победы». Толщина брони ИС-2 была в пределах 90-120 мм. Он обладал высокой маневренностью и по некоторым своим характеристикам превосходил даже самые лучшие тяжелые немецкие танки Второй мировой войны, включая «Пантеру», весившую 44,8 т, и «Королевского тигра» массой 60 т. В этот список попал и «Ягдтигр» - самый тяжелый танк – САУ. Его вес составлял 75,2 т.
В гитлеровской Германии разрабатывались и сверхтяжелые машины. Это были экспериментальные танки Е-100, «Маус» и «Крыса». Последний из них так и не воплотили в металле, однако, судя по его описанию, он должен был обладать поистине потрясающими размерами.
Названия немецких боевых машин
Как только Гитлер захватил власть в Германии, он тут же стал уделять большое внимание развитию танковой промышленности страны. Спустя два года началось серийное производство легких немецких танков со странной аббревиатурой Pz. Kpfw. I Ausf. A. Он был неудачным по причине плохого качества брони и слабого вооружения, однако положил начало созданию Panzerwaffe – бронетанковых войск гитлеровского Третьего рейха.
Необычное, непонятное и длинное название танков Второй мировой войны, выпускаемых в Германии, заслуживает отдельной темы. Дело в том, что в немецком языке разрешается объединять несколько слов в одно. Так, фразу panzer kampf wagen, которая переводится как «бронированная боевая машина», соединили вместе, затем сократили ее, а потом вставили в название машины следующую аббревиатуру: Pz. Kpfw. После этого добавляли номер модели, обозначавшейся римской цифрой, и модификацию.
Гусеничная машина на немецкий манер называлась Volkettenkraftfahrzeug. Это длинное слово сокращалось и к нему присоединяли цифру, обозначающую массу в тоннах, а также номер прототипа, к примеру, VK 7201.
Лучшая машина Panzerwaffe
Самыми известными немецкими танками Второй мировой войны считаются «Тигры». Известно, что техническое руководство к этой машине было составлено при личном участии самого Геббельса. По его требованию в памятку, предназначавшуюся для немецких танкистов, был добавлен текст, где говорилось, что машина обошлась Третьему рейху в 800 тыс. рейхсмарок и каждый обязан беречь ее. И действительно, многотонный танк, оснащенный лобовым бронелистом толщиной 10 см, охраняли сразу шесть человек.
У «Тигра» были широкие гусеницы, что давало машине возможность плавно передвигаться и уничтожать своих врагов, находясь в движении. Зенитная пушка танка модификации KwK 36 могла поражать мишень размером 40 x 50 см, находясь от нее на расстоянии 1 км.
Знаменитые «Пантеры»
Эти танки Второй мировой войны являлись массовой версией более усовершенствованного «Тигра». По сравнению с ним «Пантеры» были оснащены главными орудиями меньшего калибра и значительно менее легким бронированием. Благодаря этому они имели высокую скорость и, двигаясь по шоссе, превращались в легко маневрирующего серьезного противника.
Известно, что с расстояния 2 км снаряд, выпущенный из его пушки KwK 42, мог пробить броню практически любой боевой машины союзников.
Американские танки
Вторая мировая война застала армию США врасплох, так как на ее вооружении числилось всего 50 тяжелых машин. Это были танки М4 «Шерман», весившие 35 т. Однако к 1945 году американские конструкторы сумели создать наиболее сбалансированную машину и запустить ее в серийное производство. К тому времени их насчитывалось уже около 49 тыс. единиц, выпускавшихся в различных модификациях. Были машины, двигатели которых работали на высокооктановом бензине, а, к примеру, подразделения морской пехоты имели в своем распоряжении танки М4А2, которые работали на дизельном топливе. Последнюю из вышеперечисленных модификаций «Шермана» американское правительство и поставляло в СССР. Эти машины настолько понравились высшему командованию, что оно практически полностью пересадило на них такие элитные советские подразделения, как 1-й и 9-й гвардейские корпуса.
Такие американские танки Второй мировой войны, как М4А4 «Шерман», были рассчитаны на экипаж, состоящий из пяти человек. Двое из них размещались в передней части машины, а трое - в башне. Броня на его лобовой части составляла 50 мм, а на корпусе – 38 мм. Изначально двигатель, обладающий мощностью 350 л. с., который ставили на «Шерманы», был разработан для авиации, отсюда и такая значительная высота танка. «Американцы» были оснащены орудием модели М1 с калибром 76,2 мм. Кроме того, на его борту размещалось еще и несколько пулеметов.
«Тридцатьчетверка»
Наиболее массово выпускаемыми советскими танками Второй мировой войны являются Т-34. Всего было собрано более 84 тыс. этих машин различных модификаций. Они отличались своеобразной грацией, мощью и сверхпроходимостью. В то непростое время именно такая машина и требовалась Красной Армии.
В 1941-м машина Т-34 не имела аналогов. Танк был укомплектован дизельным двигателем на 500 л. с., орудием Ф-34 калибра 76 мм, поистине уникальным бронированием и широкими гусеницами. Подобное оптимальное соотношение сделало эту машину достаточно защищенной, максимально подвижной и мощной.
Легендарная машина
Самым лучшим танком Второй мировой войны в СССР был признан Т-34-85. Он являлся модернизацией «тридцатьчетверки», где был наконец устранен ее главный недостаток – теснота, которая делала невозможным разделение труда всех членов экипажа. Для этого конструкторам пришлось увеличить диаметр башни, причем ни компоновка, ни корпус не претерпели существенных изменений. Однако это позволило разместить в ней артиллерийскую систему большего калибра. Теперь он составлял 85 мм.
Большим достоинством этих советских танков Второй мировой войны является то, что они отличались очень удобной ремонтопригодностью. В них довольно быстро можно было заменить любые агрегаты, детали или узлы. Все это стало возможным, благодаря их правильной компоновке. Стоит отметить, что в начале войны этот фактор имел огромнейшее значение, так как из-за многочисленных технических неисправностей больше машин выходило из строя, чем от повреждений, наносимых противником.
Несмотря на все недостатки танка Т-34-85, он был простым в управлении, довольно удобным не только в эксплуатации, но и в техническом обслуживании. А это вместе с прекрасной маневренностью, хорошей бронезащитой и мощным вооружением во многом послужило тому успеху, который имела «тридцатьчетверка» у советских танкистов.