Виды внимания в психологии и их социальные функции
Проблема внимания всегда была в центре внимания многих психологических концепций и учений. Так, например, Павлов, анализируя виды внимания в психологии, связывал его функционирование с мозговыми процессами и практически свел его понимание до уровня безусловного рефлекса. Такая трактовка утверждала способность человека концентрировать всю свою психическую деятельность на одном объекте, который в силу влияния различных факторов, оказывается в центре этой концентрации.
Основатель другой школы, Ухтомский, утверждал, что внимание в любых случаях своего проявления всегда определяется, прежде всего, свойствами самого предмета, на котором оно концентрируется. Причем, это может быть даже не предмет целиком, а лишь некоторые его стороны, доминирующие над остальными свойствами и предрасполагающие к обращению к себе. В качестве активного «соучастника» процесса концентрации внимания выступает социальная значимость для конкретного человека той стороны предмета, которая притягивает на себя его внимание.
Однако, какие бы мы не рассматривали теории, анализирующие виды внимания в психологии, следует признать, что во многом всем им свойственно примерно одинаковое выделения его характеристик.
Анализируя виды внимания в психологии, в качестве универсальных его свойств называют уровень концентрации и устойчивости. Также, к числу главных, психологи относят такие свойства внимания, как избирательность, распределенность, переключаемость.
Сейчас виды внимания в психологии рассматривают и классифицируют по следующим основаниям:
По форме деятельности виды внимания классифицируют на сенсорно-перцептивное, интеллектуальное и двигательное.
По доминирующему анализатору различают такие виды внимания, как зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и другие. Эта классификация очень важна с точки зрения профессионального самоопределения человека.
По направленности в современной науке выделяют внешнее внимание (ориентировано, прежде всего, на окружающий мир), внутреннее (анализирует внутренние ощущения и чувства) и пограничное (осязательное).
Существует и классификация по степени волевого контроля. Здесь рассматриваются такие виды, как произвольное и послепроизвольное. Первое по своей природе является активным, такое внимание необходимо инициализировать и вызывать волевыми усилиями. Второе возникает самопроизвольно, потому что инициируется внешними раздражителями. Послепроизвольная форма носит неустойчивый характер, в ее рамках более всего наблюдаются расстройства внимания.
Внимание не только обеспечивает отражение направленности и степени сосредоточения сознания на каких-либо явлениях, фактах, событиях. Внимание способствует формированию ясного отражения, а следовательно, и отражения объективной реальности. В этом заключаются функции внимания в психологии, социологии, философии и других науках, которые помогают формировать социальный мир человека. К числу наиболее значимых относятся такие функции, как:
- фильтрация информации, поступающей к человеку исходя из его потребностей;
- обеспечение избирательности и устойчивости внимания на социально значимом объекте;
- активизация необходимых психических процессов, актуальных в данный момент, при параллельном торможении тех, которые не нужны.
Исполнение этих функций является необходимым условием гармоничной социализации личности и гарантом успешного вхождения ее в социум. Наиболее высока эта роль в познавательной деятельности, где память выступает, например, и как основа для генерирования новации, и как ориентир в создании именно нового, неповторимого, такого, чего ранее никто и нигде не создавал.