Избирательная система - это процедура народовластия

Избирательная система – это юридически закрепленные механизмы представления интересов народа в органах государственной и местной власти. Такие механизмы формируются из трех основных источников: из национальных конституционных положений и исторического опыта выборов публичных лидеров, из международных стандартов (норм международного права), а также традиций восприятия политики, сложившихся на определенной территории. В совокупности эти три компонента образуют эффект устойчивости политической системы, которая существует за счет перманентной циркуляции элит и смены партийного представительства в центре и на местах.

Понятие избирательной системы

В политологии, да и в юридической науке выделяется два определения избирательной системы. Первое подразумевает введение и сохранение правовых стандартов избрания народных представителей, о чем было сказано выше. Второе определение указывает, что избирательная система – это нормативная практика подсчета голосов на выборах любого уровня. Характерны две особенности такого подхода. Во-первых, любая система выборов не подвержена скоротечной ревизии. Отсюда получается, что процедура выборов, а тем более подсчет голосов, не зависит ни от воли политического лидера, ни от решения доминирующей партии. Во-вторых, сохраняются административный и управленческий «разрывы» между внутренней бюрократией и первыми лицами политических игроков. В демократических обществах нередко возникает ситуация, когда публичный лидер партии вступает в скрытый конфликт с представителями организации на местах или частные намерения министра блокируются департаментами самого министерства вследствие того, что деятельность чиновников по большому счету не зависит от личной воли политика-министра.

Избирательные системы в их многообразии

Традиции формирования избирательных систем восходят не только к историческому, но и к религиозному опыту. Классический пример в этом отношении – Англия, где двухпартийная система своими корнями уходит к последствиям гражданской войны, выраженным в противостоянии тогда еще условных партий «за Йорка» и «за Ланкастера». Что касается практики религиозного противоборства, то в этом плане характерен пример Германии – католики, выбирающие либеральных ХДС-ХСС и протестанты, симпатизирующие левым социал-демократам. В качестве особой (не правой и не левой) альтернативы выступают «зеленые», которые уже представляют интересы нового, «посткапиталистического» избирателя.

Как бы там ни было, в настоящее время выделяют три типа базовых избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Мажоритарная избирательная система – это выборы одного депутата в соответствующем округе по списку, представленному партиями и так называемыми самовыдвиженцами. Победителем на выборах считается кандидат, набравший относительное или абсолютное большинство голосов избирателей. В некоторых случаях засчитывается так называемое квалифицированное большинство, когда избранным считается кандидат, набравший более 2/3 голосов избирателей.

Пропорциональная избирательная система - это выборы депутатов на основе списков, представленных партиями. При этом голосование может происходить либо только за партии («закрытые» списки, сформированные кандидатом и непубличные для избирателей), либо и за партии, и за списки одновременно («открытые»). При этом в законодательное собрание попадают партии, набравшие определенный процент голосов на выборах. Обычно это 3-5%, в Израиле 1%, в некоторых странах 7% и большинство. Персональный состав депутатов формируется на основе рейтингового голосования по спискам. Таким образом, получается, что избирательная системаэто механизм конверсии политических элит, не позволяющий монополизировать власть или отдельные ее полномочия.

Смешанная система подразумевает сочетание мажоритарной и пропорциональной схем голосования. Например, 50% депутатских мест избирается по партийным спискам, а другая половина – по мажоритарным. Однако и в том, и в другом случае приоритет отдается партийным выдвиженцам. Считается, что избирательная система – это политическое представительство. А его способны обеспечить только кандидаты от партий или общественных организаций.

Российская избирательная система предполагает парламентские выборы на пропорциональной основе. В Государственную думу попадают те политические организации, которые набрали более 7% голосов избирателей. Списки партий закрыты. Предполагается, что в следующий электоральный цикл, намеченный на 2016 г., избирательный барьер будет снижен до 5%. Не исключено, что к этому сроку произойдут еще какие-то модификации процедуры голосования.

Комментарии