Избирательная система - это процедура народовластия
Избирательная система – это юридически закрепленные механизмы представления интересов народа в органах государственной и местной власти. Такие механизмы формируются из трех основных источников: из национальных конституционных положений и исторического опыта выборов публичных лидеров, из международных стандартов (норм международного права), а также традиций восприятия политики, сложившихся на определенной территории. В совокупности эти три компонента образуют эффект устойчивости политической системы, которая существует за счет перманентной циркуляции элит и смены партийного представительства в центре и на местах.
Понятие избирательной системы
В политологии, да и в юридической науке выделяется два определения избирательной системы. Первое подразумевает введение и сохранение правовых стандартов избрания народных представителей, о чем было сказано выше. Второе определение указывает, что избирательная система – это нормативная практика подсчета голосов на выборах любого уровня. Характерны две особенности такого подхода. Во-первых, любая система выборов не подвержена скоротечной ревизии. Отсюда получается, что процедура выборов, а тем более подсчет голосов, не зависит ни от воли политического лидера, ни от решения доминирующей партии. Во-вторых, сохраняются административный и управленческий «разрывы» между внутренней бюрократией и первыми лицами политических игроков. В демократических обществах нередко возникает ситуация, когда публичный лидер партии вступает в скрытый конфликт с представителями организации на местах или частные намерения министра блокируются департаментами самого министерства вследствие того, что деятельность чиновников по большому счету не зависит от личной воли политика-министра.
Избирательные системы в их многообразии
Традиции формирования избирательных систем восходят не только к историческому, но и к религиозному опыту. Классический пример в этом отношении – Англия, где двухпартийная система своими корнями уходит к последствиям гражданской войны, выраженным в противостоянии тогда еще условных партий «за Йорка» и «за Ланкастера». Что касается практики религиозного противоборства, то в этом плане характерен пример Германии – католики, выбирающие либеральных ХДС-ХСС и протестанты, симпатизирующие левым социал-демократам. В качестве особой (не правой и не левой) альтернативы выступают «зеленые», которые уже представляют интересы нового, «посткапиталистического» избирателя.
Как бы там ни было, в настоящее время выделяют три типа базовых избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.
Мажоритарная избирательная система – это выборы одного депутата в соответствующем округе по списку, представленному партиями и так называемыми самовыдвиженцами. Победителем на выборах считается кандидат, набравший относительное или абсолютное большинство голосов избирателей. В некоторых случаях засчитывается так называемое квалифицированное большинство, когда избранным считается кандидат, набравший более 2/3 голосов избирателей.
Пропорциональная избирательная система - это выборы депутатов на основе списков, представленных партиями. При этом голосование может происходить либо только за партии («закрытые» списки, сформированные кандидатом и непубличные для избирателей), либо и за партии, и за списки одновременно («открытые»). При этом в законодательное собрание попадают партии, набравшие определенный процент голосов на выборах. Обычно это 3-5%, в Израиле 1%, в некоторых странах 7% и большинство. Персональный состав депутатов формируется на основе рейтингового голосования по спискам. Таким образом, получается, что избирательная система – это механизм конверсии политических элит, не позволяющий монополизировать власть или отдельные ее полномочия.
Российская избирательная система предполагает парламентские выборы на пропорциональной основе. В Государственную думу попадают те политические организации, которые набрали более 7% голосов избирателей. Списки партий закрыты. Предполагается, что в следующий электоральный цикл, намеченный на 2016 г., избирательный барьер будет снижен до 5%. Не исключено, что к этому сроку произойдут еще какие-то модификации процедуры голосования.