Грамотно подобранный метод обучения – это залог успешно проведённого урока

Процесс преподавания в современной школе – явление неординарное, сложное, состоящее из множества элементов, как механизм в часах. От слаженной работы каждого элемента зависит конечный итог работы учителя. Для этого, по сути, он и проводит своё занятие. Не последнюю роль в системе образования играют методы обучения, то, каким путём ученик получает знания, как формируются у него необходимые умения и навыки.

Понятие метода

Вопрос о методологической терминологии довольно спорен. На протяжении возникновения и развития педагогики как науки он трактовался по-разному. В частности было принято считать, что метод обучения – это тот вид деятельности ученика и учителя, который используется на уроке. Например, при изучении русского языка и литературы применяются: метод фронтального опроса, самостоятельная работа, выразительное чтение. Словесное рисование, комментированное чтение и многие другие не менее результативны. Таким образом, получается, что метод обучения – это то же самое, что и способы организации школьной деятельности.

Дидактиками каждый метод подразделяется на 3 главных компонента: цели обучения предмету, способы усвоения знаний, взаимодействие субъектов, вовлечённых в процесс. Первый компонент объясняет, зачем ученику нужен тот или иной предмет, как он ему пригодится в будущем, для чего он включён в школьную программу. Например, пройдя курс русского языка с 1-го по 9-й класс и дальше, выпускник, закончивший гимназию, школу или лицей, должен уметь писать грамотно, в совершенстве владеть речью, коммуникативными навыками. Из стен своего учебного заведения он обязан вынести такие знания, которые потом помогут ему ориентироваться в различных жизненных и общественных ситуациях и реализовать себя как личность. С такой точки зрения метод обучения - это мостик от теории к практике.

Второй компонент объясняет, через что – систему упражнений, специальных заданий и проч. – эти знания станут достоянием школьника.

И третий – какого рода отношения складываются между учеником и учителем. Будет ли педагог для своего подопечного главным источником знаний или же в последнем смогут формироваться способности к самостоятельной их добыче и как следствие: независимость, критичность мышления, творческий подход. Т. е. по сути, пассивна или активна позиция школьника по отношению к учебному процессу. Исходя из этого, можно утверждать, что метод обучения – это виды и способы совместной работы учеников и учителей для успешного решения главных задач дидактики. Иными словами - это единство теории и практики в учебно-воспитательной работе.

Образовательные технологии

Понятно, что урок будет продуктивным в том случае, если его наполнить разнообразными формами и методами работы. Детей нужно постоянно заинтересовывать, чтобы им хотелось понять и узнать что-либо новое. Это в первую очередь касается школьников младшего и среднего звена. Какие же методы обучения в школе русскому языку можно применять для указанного контингента?

Прежде всего, конечно, игровой. Для маленьких школьников игра – одно из главных средств познания мира и отношений между людьми. Потому вполне закономерно, что урок-путешествие, к примеру, в страну суффиксов имени прилагательного даст возможность в раскрепощённой и неординарной обстановке овладеть материалом, и результат окажется гораздо прочнее, чем при традиционной форме «открыли учебники - прочитали правило - пишем упражнение».

Очень продуктивным является и так называемый дифференцированный подход. Использование методов обучения на основе дифференциации эффективно в любом классе, но особенно там, где состав учеников неоднороден по степени подготовленности. Допустим, школьники более сильные пишут быстрее, читают увереннее, усваивают материал скорее. А более слабые не поспевают за ними. Учитель стоит перед дилеммой: сконцентрироваться на первых – вторые окажутся предоставленными сами себе и будут отставать ещё больше. Работать только со вторыми – первые будут страдать, т. к. их потенциал окажется невостребованным.

Если же, готовясь к уроку, педагог начнет подбирать задания с учётом особенностей целого контингента, все дети будут заняты посильным трудом, а учёба станет успешно продвигаться вперёд. Для таких случаев существуют различные дополнительные упражнения, карточки, схемы, творческие задания и т. д. Прекрасно рекомендуют себя и методы компьютерных технологий, модульные способы и многие другие. Главное, чтобы учитель точно понимал, зачем ему нужен тот или иной метод, насколько целесообразно его применять и какой результат следует ожидать.

Комментарии