Форма гос. устройства: какой она бывает
Форма гос. устройства – это разновидность административно-территориального принципа воспроизводства политической власти, организованного таким образом, чтобы достигать максимальной эффективности управления обществом. Последнее, как известно, представляет собой довольно-таки сложно организованную структуру, где воедино сплетены множество индивидуальных, коллективных и классовых интересов. Поэтому, преследуя цель оптимизации структуры управления, государство на своей территории искусственно разделяет пространство на относительно самостоятельные субъекты, в которых воспроизводит идентичные управленческие структуры (государственные институты и их представительства).
Понятие и формы гос. устройства
Форма гос. устройства также зависит от укоренившихся практик и особенностей исторического устройства. Принято считать, что в мире существуют три основные формы – унитарная, федеративная и демократическая. Рассмотрим их по порядку.
Федеративные государства, как правило, образовались на базе отдельных суверенных территорий, схожих ментально, культурно и этнически. Этот тип широко представлен бывшими империями и областями, которые собирались внеправовыми средствами, – ФРГ, США, РФ. В этом случае форма гос. устройства ориентирована как на закрепление национальной целостности, так и на политико-экономическое удержание потенциально конфликтных территорий. Заметим, что здесь присутствует передача части суверенных прав федеральному центру в обмен на гарантии безопасности. Поэтому, несмотря на сложность исторического прошлого, такие страны являются крепко «сшитыми» образованиями, объединенными одной идеей и «планом» развития, цементирующим уникальность нации.
Форма гос. устройства России – федерация, в состав которой входят республики, края, автономные области и округа. Такая сложная конструкция обусловлена двумя факторами. Во-первых, особенностью этнического и национального состава российского государства. А во-торых, значительными территориальными площадями, которыми легче управлять, опираясь на относительно малые административные единицы (субъекты).