На сколько надежен двухмассовый маховик?
Маховик, без всякого преувеличения, можно назвать самым универсальным устройством. Он не только компенсирует неравномерность вращения коленчатого вала и передает крутящий момент от двигателя к коробке передач, но и раскручивает коленчатый вал в процессе запуска. Сглаживание пульсаций крутящего момента происходит за счет периодического кратковременного накопления и последующей отдачи кинетической энергии. Запас энергии происходит в процессе рабочего хода поршня, а расход – в других тактах. При этом, чем больше цилиндров (а, следовательно, больше суммарное время рабочего хода), тем равномернее крутящий момент данного двигателя, а значит, масса маховика может быть меньше.
Как устроен двухмассовый маховик?
Работает двухмассовый маховик по ступенчатому принципу. Мягкие пружины первой ступени отвечают за запуски и выключения двигателя. Более жесткие пружины второй ступени обеспечивают демпфирование крутильных колебаний во время обычной езды.
Такая конструкция сделана для более надежного гашения вибрации, уменьшения шума, снижения износа синхронизаторов, защиты трансмиссии двигателя от перегрузок, удобства переключения передач. В то же время происходит усиленный износ пружинно-демпферной системы, обычно заканчивающийся поломкой дуговой пружины – основного элемента двухмассового маховика.
Когда нужно менять двухмассовый маховик?
Неравномерная работа двигателя, вибрации и шум на холостом ходу могут являться причиной ненормальной работы системы зажигания, плунжерных пар, дроссельной заслонки, а также прочих устройств и агрегатов, в том числе и признаком того, что неисправен двухмассовый маховик. Симптомы, которые явно говорят о том, что пришла пора его заменить, следующие:
- образование на поверхности трещин;
- потеря смазки в картере сцепления;
- не удается его провернуть ни в одну, ни в другую сторону.
Ремонт двухмассового маховика в кустарных условиях практически невозможен, а потому обычно он меняется целиком.
По мнению специалистов, для более длительной и надежной работы двухмассового маховика необходимо соблюдать элементарные правила эксплуатации, а именно: для дизельных двигателей, рассчитанных на работу с большими крутящими моментами не допускать длительной работы на низких оборотах, а также выжимать педаль сцепления прежде, чем заглушить двигатель.