Дроссельная заслонка: устройство и функции

Дроссельная заслонка - важнейший элемент системы впуска автомобильного двигателя. От ее работы зависит мощность, динамика, расход топлива и ресурс вашего автомобиля. В этой статье мы подробно разберем устройство, принцип действия, возможные неисправности дроссельной заслонки и способы их устранения.

Устройство и принцип работы дроссельной заслонки

Дроссельная заслонка представляет собой регулируемую заслонку во впускном тракте двигателя, с помощью которой контролируется количество воздуха, поступающего в цилиндры. От степени открытия дроссельной заслонки зависит количество топливовоздушной смеси, образующейся в двигателе, а значит и его мощность в каждый момент времени.

Конструкция и виды дроссельных заслонок

Существуют три основных типа дроссельных заслонок:

  • Механические
  • Электромеханические
  • Электронные (дроссельный патрубок)

Механические дроссельные заслонки приводятся в действие напрямую от педали газа посредством троса или рычага. Они имеют самую простую конструкцию, но менее точны в управлении.

Электромеханические заслонки также имеют механическую связь с педалью газа, но их положение регулируется электродвигателем для более плавного управления подачей воздуха.

Электронные дроссельные заслонки представляют собой электронно-управляемый дроссельный патрубок без механической связи с педалью газа. Управление осуществляется электронным блоком по сигналам от различных датчиков. Такие заслонки наиболее точны в регулировке подачи воздуха и обеспечивают эффективное управление двигателем.

Расположение в системе впуска

Дроссельная заслонка устанавливается в воздушном тракте между воздушным фильтром и впускным коллектором двигателя. На атмосферных двигателях она располагается непосредственно перед коллектором. В турбированных двигателях дроссельная заслонка обычно устанавливается после интеркулера.

Основные функции и задачи

Дроссельная заслонка выполняет следующие основные функции:

  • Регулировка количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя;
  • Контроль частоты вращения коленчатого вала и мощности двигателя;
  • Обеспечение экономичного расхода топлива на разных режимах работы;
  • Участие в пуске двигателя и работе на холостом ходу.

Помимо этого, дроссельная заслонка может участвовать в работе системы круиз-контроля, ограничителя скорости и других электронных систем автомобиля.

Принцип действия и алгоритм работы

Принцип действия дроссельной заслонки основан на изменении проходного сечения воздушного тракта с помощью поворотной или движущейся заслонки. Чем больше открыта заслонка, тем больше воздуха поступает в цилиндры и тем выше мощность двигателя.

При нажатии на педаль газа происходит открытие дроссельной заслонки, увеличивается подача воздуха и топлива, растет мощность двигателя. При отпускании педали - заслонка закрывается посредством возвратной пружины, количество топливовоздушной смеси уменьшается, снижаются обороты двигателя.

Взаимодействие с другими системами двигателя

Дроссельная заслонка работает в тесной взаимосвязи с другими системами двигателя:

  • Система зажигания - использует сигналы о положении дросселя для оптимизации момента зажигания;
  • Система впрыска топлива - корректирует количество и фазы впрыска топлива в зависимости от степени открытия дросселя;
  • Система управления двигателем - получает данные о нагрузке на двигатель от датчиков дроссельной заслонки.

Также дроссельная заслонка может взаимодействовать с системами турбонаддува, охлаждения, нейтрализации отработавших газов и другими.

Датчики и исполнительные механизмы

Для корректной работы дроссельной заслонки используются следующие основные компоненты:

  • Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) - определяет текущий угол открытия;
  • Датчик температуры воздуха - измеряет температуру на входе в двигатель;
  • Электропривод - электродвигатель для управления положением электронной дроссельной заслонки.

Кроме того, могут применяться дополнительные датчики: массового расхода воздуха, абсолютного давления и др.

Таким образом, дроссельная заслонка выполняет важнейшую функцию по управлению количеством воздуха в двигателе, тесно взаимодействует с другими системами и компонентами, а от ее исправности и правильной работы зависят мощностные и экономические показатели автомобиля.

Комментарии