Понятие налога и сбора и его истинность для трансформационной экономики
Современное развитие экономико-математических методов анализа позволяет достоверно оценить прогнозные и интерполированные модели динамических процессов и уточнить понятие налога и сбора для трансформационной экономики. Не случайно современная эконометрика применяется в качестве инструментария, подтверждающего или опровергающего некоторые теоретические положения.
В мировой экономической мысли выдвигается множество концепций, связанных с динамикой налогов и налоговыми эффектами, выяснением и дополнением, что представляет собой понятие налога и его истинность в различных моделях экономики. В русле неоклассической экономической теории в 70-е гг. XX в. сложилась теория предложения. Ее сторонники - главным образом американские ученые, берут за истину эффект Лэффера, считая снижение налогов необходимым. Представители теории предложения видят среди главных причин непрогнозируемой инфляции высокие ставки налогов и жесткие сроки уплаты налогов и сборов.
Связан ли в российской экономике рост цен со ставкой налогов? Для ответа на этот вопрос можно представить все прямые, а затем и косвенные налоговые сборы как некие усредненные налоговые ставки, помноженные на ВВП, применив экономико-математические методы анализа.
При установлении корреляционной связи между указанными ставками и индексом потребительским цен (CPI) оказалось, что непосредственное влияние на инфляцию оказывают прямые налоги, между их ставкой и динамикой уровня инфляции практически нет интервала запаздывания (наибольший коэффициент корреляции приходится на месячный период). В то же время усредненная доля косвенных налогов от ВВП, экономическое давление которых обычно перекладывается производителем на плечи потребителей, связана менее тесной корреляционной связью с уровнем инфляции.
Такое положение свидетельствует о том, что динамика ставки прямых налогов значительней и быстрее влияет на цены, чем изменение косвенных налогов, а потому несколько изменяется и само понятие налога и сбора. Тем не менее, теснота связи между ними недостаточно высокая. Таким образом, рост налогов, как прямых, так и косвенных, лишь частично инициирует инфляцию, значительную роль здесь продолжает играть удорожание импортных комплектующих и иных товаров, необходимых для национального производственного сегмента.
Вернемся к важному положению теории предложения о зависимости между сбережениями, инвестициями и замедлением темпов экономического роста. Нехватка сбережений здесь представляется основной причиной свертывания инвестиций. Проверить это положение теории предложения возможно на анализе тесноты связи между усредненной ставкой прямых налоговых сборов и уровнем рентабельности реализованной продукции. Как правило, эта зависимость крайне низка. Аналогично обстоит дело с теснотой связи доли косвенных налогов от ВВП и уровня рентабельности за конкретный период. Здесь характерно отрицательное значение коэффициентов, наблюдаемое в обратно пропорциональных зависимостях, т.е. чем больше размеры косвенных сборов, тем меньше уровень рентабельности.
Такая ситуация создается, когда классическое понятие налога и сбора несколько трансформируется и бремя налогов автоматически перекладывается на потребителя путем пропорционального взвинчивания цен по мере удорожания издержек производства. Об этом может свидетельствовать и дополнительный корреляционный анализ тесноты связи между уровнем издержек на рубль выпущенной продукции и уровнем налоговых сборов на рубль ВВП.
Одним словом, влияние налогов на эффективность национального производства заслуживает особого внимания. Нормальной следует признать такую налоговую систему, такое понятие налога и сбора, при котором не возникают препятствия эффективному распределению ресурсов.
Тем не менее, результаты анализа современного состояния налоговой практики подтверждает следующие моменты:
а) лидирующую роль косвенных налогов в генерации темпов инфляции издержек, следовательно, подавлении производства;
б) ничтожное воздействие ставки прямых налогов на эффективность производства;
Низкая зависимость между важнейшими макропоказателями - налоговыми ставками и отдачей капитала, на которой в принципе построены все известные налоговые модели ученых-западников, - позволяет делать выводы о специфике переходных процессов в стране и неэффективности любых попыток прямого копирования их в отечественной экономике.