Политическая власть – это цель или средство?

Что собой представляет власть? Это явление волнует не только теоретиков политологии, но и многих других, в числе которых политические деятели и простые смертные. Данный интерес вполне понятен, ведь с этим явлением ассоциируется положение, которое занимает индивидуум или группа в пирамиде общества.

Подходы к пониманию

Классическое определение гласит, что власть – это совокупность тех приемов и методов, что позволяют одним управлять другими. Причем приемы и методы, как правило, выражаются в трех классических формах: праве, авторитете и/или насилии. Стоит ли говорить, что все они могут дополнять и порой взаимозаменять друг друга. Ярко демонстрирует это процесс исторического развития явления.

Так, по мнению политолога М. Дюверже, в своем становлении власть проявлялась в четырех основных формах. Первая из них получила название анонимной, или распыленной. Свое распространение она имела на самом раннем этапе человеческой цивилизации и, по сути, принадлежала всем. Вторая – это индивидуализированная. Она естественным образом трансформировалась из анонимной, доказательством чему служит образование совета старейшин, далее – вождя, после - монарха.

Современный же этап развития власти как общественного явления принято называть институциализированным. Это своеобразный сплав первых двух форм: власть теоретически принадлежит всем, а фактически - определенным институтам общества, например, партиям. Также на сегодняшний день существует своеобразный тип – надгосударственная власть. Это явление характеризуется тем, что возможностью влиять на процессы, происходящие в обществе, сформированном в рамках территории одного государства, обладают надгосударственные организации.

Каждый из четырех видов имел в своем распоряжении определенный набор средств, который и определил типы власти, как политической, так и иной.

Виды власти

Основное деление власти, в том числе и политической, проводится на основании её соответствия законным установкам в обществе и в стране. А потому выделяют два типа: легальную и нелегальную. Стоит отметить, что в данном случае легальность нельзя ассоциировать с легитимностью. Так, например, задействовав весь спектр предоставляемых возможностей, партия может заполучить власть в государстве абсолютно легальным путем. Но при этом одобрение народа она не получает, что автоматически ведет к её нелегитимности. В связи с этим будет уместным вышеозначенное деление провести на легальную, нелегальную и легитимную.

Второе деление власти проводят по сфере влияния. Так, основными считают государственную, рыночную, политическую. Рыночная власть – это совокупность приемов, которые позволяют занять лидирующее положение в экономике. Политическая – это возможность влиять на мнение каждого в обществе. Государственная же – это вид политической, при которой влияние может осуществляться одним или всеми из указанных выше приемов.

Третье деление присуще в основном государственной власти как подвиду, но, учитывая ценность данного типа, оно играет существенную роль. Как правило, выделяют два признака: по субъекту власти и по способу её реализации. По субъекту деление проводится в зависимости от ветвей власти и принадлежности субъекта к ним.

Но ценность для правоведов, социологов и политологов все же представляет деление по способу реализации: демократическая власть и недемократическая. Первый случай подразумевает использование легитимных способов влияния – право, легальное принуждение и заслуженный авторитет. В отношении второго о легитимности не может быть и речи. Наиболее ярким примером здесь является абсолютная власть. Это утверждение базируется на том, что один субъект по своему усмотрению правит жизнями всех остальных. Однако последний случай все же редкость, и в современном мире в отношении недемократической власти характерным является тоталитарный, экстремистки-религиозный и авторитарный тип.

Таким образом, власть – это все же средство достижения поставленных задач, при этом не имеет значения, на какую именно сферу она распространяется.

Комментарии