Выставка Тициана в Пушкинском музее: краткий обзор
Летом этого года, в конце июня, открылась выставка Тициана в Пушкинском музее. Ее работу планировали завершить в конце сентября, но из-за чрезвычайного ажиотажа посетителей и гигантских очередей, которые начали скапливаться у входа, решили продлить до начала октября. Что же именно демонстрировали москвичам и гостям города искусствоведы? Всего экспонировалось одиннадцать картин одного из самых удивительных и загадочных живописцев эпохи Ренессанса.
Более четырехсот тысяч человек посмотрели в Москве картины, ради которых пришлось бы объехать музеи чуть ли не всей Италии. Практически все эти произведения находятся в небольших городках - по одному. Прежде чем показаться в Москве, эти картины демонстрировались в Риме в знаменитом Квиринальском палаццо. Однако статистика показывает, что они вызвали меньше интереса, чем в России. Выставка Тициана в Пушкинском музее открывается работой «Мадонна с младенцем» из музея Бергамо, созданной в 1507 году. Это одно из самых ранних произведений живописца. Говорят, что изображение Богоматери с божественным ребенком (которое называется еще по имени графа Лохиса) было написано им в восемнадцатилетнем возрасте, когда он еще находился под влиянием стиля Джорджоне.
Изображением юной, но уже искушенной в страсти девушки, сочетающей невинность и чувственность, можно любоваться на картине «Флора». Уже здесь мы видим типичную «тициановскую» женщину – странную и влекущую.
Поскольку художник любил модные в эпоху Возрождения темы, связанные с мифологией античности, выставка Тициана в Москве предоставила зрителям два полотна такого рода – «Даная» и «Венера, которая завязывает Амуру глаза». На первую тему художник писал несколько вариаций, одна из которых находится в Эрмитаже. Выставленная в Москве картина была создана по заказу испанского короля. Вторая картина – игривая и в тоже время умиротворенная, написанная с неподражаемым чувством цвета и света крупными мазками, – считается одной из вершин творчества художника. И, наконец, выставка Тициана в Москве завершается двумя работами религиозной тематики – «Благовещение» и «Распятие». Последняя работа – это часть алтаря, выполненная для доминиканской церкви в Анконе. Трагическая феерия страданий и надежды передана здесь игрой цвета, тени и света. А связь времен выражена в фигуре Святого Доминика, припавшего к распятию. Ранее картина за пределами Италии не выставлялась.