Что таят в себе «Цветы зла» Бодлера?
Идея
Поэтический сборник «Цветы зла» Бодлера - это целое откровение, задуманное автором еще в молодости как единое произведение. Казалось бы, что это очередной сборник, но все его части тесно связаны и несут общую идею. Заключается же она в гармонии и двойственности нашего мира: где добро, там и зло, где счастье, там есть место и глубокой печали. Но что примечательно, Бодлер не делит мир, как это привыкли делать многие, на черное и белое, в его стихах эти антагонистские понятия перетекают друг в друга: Бога сменяет Сатана, а зов плоти становится благоденственным. «Цветы зла» Бодлера дают нам понимание того, что зло и добро могут быть истоком прекрасного в абсолютно равной степени.
Одно из важных мест в сборнике занимает образ женщины - веселой и грустной, любящей и холодной как статуя, но все они прекрасны, и их очарование не дает покоя поэту. Стихи Бодлера «Цветы зла» раскрывают сущность красоты с разных сторон, автор рассуждает, откуда появилась она, не с небес ли сошла, а может, восстала из Ада. Тайну способен постичь, увидеть меж строк не каждый читатель, но проникаясь идеей, он осознает, что какое бы происхождение ни имела красота, она сглаживает удары судьбы и делает мир прекраснее. Кто как не поэт смог бы лучше всего передать это? «Цветы зла» Бодлера - это не просто собрание отдельных стихов, нет, каждое творение связано с другими тонкой, но ясной и прочной нитью. Стихотворение «Альбатрос», находящееся в самом начале книги, полюбилось многим. Величественная в морских небесах птица на палубе среди жестоких моряков становится беспомощной и жалкой. Боль и печаль автора усиливаются с каждой новой строчкой, в них он вновь и вновь описывает великолепие альбатроса. Забава моряков превращает его огромные крылья в ничто, и он не в силах взлететь, он обречен. Возможно, автор отождествлял с этой беспомощной птицей себя: непонятый, раздавленный, потерявший способность летать - такова судьба поэта в современном обществе.
Еще одно стихотворение из сборника «Цветы зла» Бодлера - «Авель и Каин», написано оно после революционных событий во Франции середины 19-го века. Он не смущаясь призывает людей к бунту, в коем и сам принял участие. Стоя на баррикадах, Бодлер руководствовался в первую очередь не политическими мировоззрениями, а исключительно эмоциональными импульсами. Библейская идея как бы нашла продолжение в этом откровенном стихотворении, и именно род Каина выражает волю людей к бунту и непринятию устоев и порядков того времени. Тема Зла красной нитью проходит через весь сборник, автор рассуждает о природе Зла и открывает его разные стороны, не зря выбрано именно такое название. Цветы - это всегда что-то прекрасное и положительное, а само слово «зло» вызывает лишь негатив, на это противоречие и намекает Бодлер. «Цветы зла», краткое описание которого невозможно, стоит того, чтобы прочитать полностью, насладиться сочетанием несочетаемого, открыть новые стороны привычных понятий.