Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников – это документ, который должны оформлять учителя в обязательном порядке в сроки, поставленные администрацией школы (чаще всего по окончании ребенком младших классов). Такая характеристика, как правило, составляется по определенному шаблону с учетом основных правил и требований. Если вы молодой учитель и не знаете, как составить характеристику правильно, в этой статье вы сможете найти общие рекомендации и советы, которые непременно вам помогут.
То, насколько глубокой будет психолого-педагогическая характеристика младших школьников, зависит от степени определения психологических основ поведения ученика. Учитель должен порекомендовать свои меры педагогического воздействия на поведение ученика, принимая во внимание вышеупомянутые основы.
Как правило, психолого-педагогическая характеристика ребенка пишется в отдельной тонкой тетради или на отдельном листе формата А4. На титульном листе необходимо указать, кто и на кого составил характеристику. Можно также отметить, сколько времени педагог наблюдал за ребенком, а также указать методы, которые были использованы для анализа поведения ученика. Перед началом составления документа учитель может попросить у администрации школы составленную ранее характеристику и использовать ее как образец.
Изначально указывается самая общая информация об ученике (возраст, класс, внешность).
Далее следует описание условий семейного воспитания (данных родителей, их профессий), дается краткая характеристика действий по воспитанию ребенка.
Следующая часть характеристики, пожалуй, является самой объемной. В ней описывается учебная, игровая, трудовая деятельность, а также особенности общения ученика со сверстниками и друзьями. Необходимо обратить внимание на отношение ребенка к учебе и познанию нового, играм, труду и досугу. Описывая общение ребенка, нужно отобразить его характер, особенности круга общения и поведения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, а также представителями противоположного пола.
В произвольном порядке педагог должен обрисовать личность школьника: его характер, самосознание, способности, темперамент. Поскольку это именно психолого-педагогическая характеристика младших школьников, описываются также такие психологические аспекты, как внимание, восприятие, память, особенности мышления. Оценивается речь школьника, его воображение, чувства и эмоции.
В самом конце характеристики учитель должен сделать общие выводы и написать, соответствует ли уровень психического развития ребенка его возрасту, необходимо ли предпринимать какие-либо меры по коррекции поведения. Отметим, что чем лучше будут описаны все вышеперечисленные особенности, тем качественнее будет психолого-педагогическая характеристика младших школьников, и тем легче педагогу будет работать с учениками в дальнейшем.