Гуманистическая теория личности: в каждом человеке есть позитивное начало
Вплоть до середины 20 века господствовало четкое убеждение, что человек – изначально порочное, злое существо, и лишь внешние факторы (например, воспитание) сдерживают его животные инстинкты.
Однако философам и психологам пришлось переосмыслить эти идеи после двух войн, в ходе которых человек проявлял себя вовсе не как раздираемое инстинктами существо. Многочисленные случаи героизма, жертвенности во имя идеи, страны, человека привели к тому, что зародилась гуманистическая теория личности. Ее создателем считается Абрахам Маслоу, который выдвинул постулат об изначально хорошем, духовном человеке, обладающем врожденными духовными потребностями. Именно внешние негативные факторы способствуют сдерживанию этих потребностей.
Самоактуализация
Главным термином, которым оперирует гуманистическая теория личности, является понятие самоактуализации.
Теория Эриха Фромма
Многие испытывают недоумение, услышав, что человек рассматривается как изначально позитивное существо. Откуда же столько жестокости, злости, преступлений? Гуманистическая теория личности полагает, что даже в самых жестоких людях имеются предпосылки к саморазвитию, просто эти потребности в них были заблокированы негативными социальными условиями. Каждый человек может начать реализовывать эти потребности на любом этапе своего жизненного пути.
- потребность заботиться о ком-то (связь с другими);
- потребность создавать (конструктивная);
- стремление к безопасности, стабильности (потребность в опоре);
- потребность в осознании своей уникальности;
- потребность в объясняющей системе взглядов;
- потребность в смысле жизни (им должен стать некий объект).
Фромм полагал, что давление внешних факторов заглушает эти потребности, в результате чего человек поступает не так, как хочет. Это противоречие вызывает сильный личностный конфликт. Выдвинутая Фроммом гуманистическая теория личности показывает, как в человеке борются два противоположных стремления: сохранить свою идентичность и не остаться вне общества, людей. Здесь на помощь индивиду приходит рационализация, когда он самостоятельно делает выбор – подчиняться сейчас нормам общества или считаться со своими потребностями.