Конкурентоспособность - это хорошо?

Мы все постоянно слышим о конкурентоспособности продукции, компаний и т. д., но не все могут понимать, о чем идет речь. В повседневную жизнь проникает огромное количество специальных терминов, и это как раз тот случай. Что же все-таки такое конкурентоспособность? Это свойство объекта, которое показывает, насколько он может удовлетворить потребности по сравнению с аналогичными. Например, можно рассмотреть этот термин на примере двух марок стиральных порошков. Продукт А дешевле, менее качественный, плохо отстирывает ткань и не до конца вымывается из нее. Порошок Б очищает лучше, хорошо выполаскивается из материала, а стоит столько же. Очевидно, что продукт марки Б более конкурентоспособен. Хотя на деле все может обстоять несколько по-другому.

Это очень простой пример, на самом деле оценить конкурентоспособность - это довольно сложное дело. Учитывается большое количество факторов, влияющих на популярность того или иного товара или компании. И хотя в конечном итоге анализ сводится к оценке соотношения "цена-качество", в случае с продуктом правильно провести оценку конкурентоспособности не так уж и просто.

Для чего это нужно? Для того чтобы понять, провалится ли на рынке тот или иной продукт, прогорит ли компания, или ее ждет успех. Точно, конечно, сказать не сможет никто, и тем не менее это зачастую помогает избежать неприятных сюрпризов. Как бы то ни было, покупатель - а он и есть главный судья и оценщик - должен быть удовлетворен продуктом и услугой, иначе они могут исчезнуть с рынка. Именно поэтому каждый производитель постоянно думает о том, как ему превзойти соперников, и изобретает все новые методы конкурентоспособности и ее повышения. Именно поэтому в каждой крупной компании есть отдел маркетинга, который этим занимается.

В среде маркетологов и экономистов часто употребляется термин "устойчивое конкурентное преимущество" (УКП). Он обозначает уникальную черту того или иного товара, которая может помочь в его реализации и популяризации в потребительской среде. Уникальный вкус, запах или цвет, химические или физические свойства, эксклюзивность, бесплатное обслуживание, приятные мелочи, вроде игрушки внутри коробки с хлопьями для завтрака, - все что угодно! Рекламируя товар, производители обычно очень настойчиво упоминают ту или иную особенность этого продукта - это и есть то самое УКП.

Управление конкурентоспособностью - тоже задача не из легких. Необходимо учитывать большое количество различных факторов и

найти их правильное сочетание, формулу, которая поможет продукту удержаться на рынке и получить популярность. Можно идти простыми путями - повышать качество и понижать цену, а можно обратиться к нестандартным подходам, например ввести пожизненную гарантию.

Что такое конкурентоспособность? Это не такой уж простой вопрос. Иногда потребители по неочевидным причинам выбирают менее качественный товар за более высокую цену. Упаковка, реклама, размещение, доступность комплектующих, советы знакомых - маркетологам, помимо экономики, приходится изучать еще и психологию покупателей, а также позиционирование бренда на рынке. Конкурентоспособность - это смесь многих и многих составляющих, которые при правильном сочетании приводят к успеху, а при неверном - в худшем случае к краху.

Комментарии