Российские авиалинии – от «Добролета» до «Аэрофлота»
Люди среднего и старшего поколения иногда с ностальгией вспоминают ненавязчивую рекламу советских времен, призывающую летать самолетами «Аэрофлота». Плакаты с этим лозунгом развешивались возле авиакасс и просто в людных местах, в ней не было никакого коммерческого смысла, так как конкурентов у этого воздушного перевозчика не имелось.
Нынешняя компания ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» является прямым потомком этой могучей организации, объединявшей предприятия самого различного профиля. Эмблема, изображающая серп и молот в обрамлении крылышек, с добродушным юмором именуемая «курицей», была нанесена на фюзеляжи самых разных образцов техники невоенного назначения. Сельскохозяйственная, полярная, исследовательская, метеорологическая, сверхтяжелая транспортная, правительственная, в общем, любая авиация – все это был «Аэрофлот». И это не считая главного направления, то есть перевозки пассажиров. Разумеется, бывали случаи, когда услугами авиакомпании пользовались и оборонщики, а на случай войны существовали планы по практически мгновенному переходу на обслуживание армейских нужд.
Сегодня «Российские авиалинии» – одна из крупнейших компаний мира, в ее техническом парке эксплуатируются самые современные типы самолетов, как отечественные, так и импортные. Впрочем, это лишь продолжение славных традиций советских времен. Выражение «впервые в мире» часто употреблялось по отношению к достижениям «Аэрофлота».
Общество «Добролет» создано в 1923 году, в 1932 году оно получило название, ставшее торговой маркой, одной из самых известных в мире, которую унаследовали Российские авиалинии. Крылатая эмблема стала символом надежности и высокой культуры обслуживания, особенно на международных рейсах.
До войны авиаперевозки занимали не очень видное место в общем пассажиропотоке, хотя основа будущего могущества компании «Российские авиалинии» была заложена еще в 1939 году, когда сталинское руководство приняло решение о приобретении у американской фирмы «Дуглас» лицензии на производство DC-3. На тот момент этот тип самолета был самым совершенным в классе пассажирско-транспортной авиации, в СССР он выпускался под индексом «Ли-2». Небесный работяга очень помог во время военных лихолетий, а затем, после Победы, его стали использовать для пассажирских перевозок.
Потом основной пассажиропоток взял на себя среднемагистральный Ил-14, затем союзные и российские авиалинии принял лайнер Ан-24. Для дальних рейсов использовали с 1956 года первые в мире реактивные пассажирские самолеты Ту-104 и турбовинтовые Ту-114.
Перечисление всех типов авиатехники, которые применяла компания «Российские Авиалинии», заняло бы не одну страницу убористого текста. Здесь было все: и небольшие, с салоном как у микроавтобуса, Ан-2, Ан-14 «Пчелка», Л-410, и огромные Аны-транспортники, и даже сверхзвуковой Ту-144.
После распада СССР «Аэрофлот» стал российской авиакомпанией. Пережив нелегкие девяностые, он снова занял прочные позиции на рынке внутренних и международных авиаперевозок.
От советского «Аэрофлота» «Российские Авиалинии» отличаются наличием в самолетном парке помимо отечественных Илов и Сухих американских «Боингов» и европейских «Аэробусов». Эмблема осталась прежней, правда на хвостовом оперении место красного серпасто-молоткастого флага занял бело-сине-красный триколор.