Сюжетный анализ. Жуковский. «Море»

Написанное Жуковским в начале XIX века стихотворение «Море» вызвало восхищение у современников поэта. Хоть создано оно было в 1822 году, но напечатали сочинение лишь в 1829 в сборнике «Северные цветы». Выход стихотворения не оставил без внимания Пушкин, который в своем письме к Вяземскому выразил восхищение работой Жуковского. Лермонтов так и вовсе наизусть его выучил. В основу элегии положен романтический образ водной стихии – вот что в первую очередь показывает анализ. Жуковский «Море» писал со свойственной ему проникновенностью и одухотворенностью. Поэт, как никто другой, чувствовал природу и понимал ее настроение.

Море передает расположение лирического героя и представляет собой загадочную стихию, тайну которой и пытается разгадать поэт. Автор лишь наблюдает за тихой или бушующей водой и, основываясь на ее поведении, делает для себя выводы. Анализ стихотворения «Море» Жуковского показывает символическое взаимоотношение между земной и небесной стихиями. Поэт замечает, что настроение морской бездны зависит от небесной выси. Первая несвободна, она обременена земной неволей, поэтому ей лишь остается наблюдать и любоваться далеким и идеальным другом.

Небо является олицетворением возвышенного образа, летящего ввысь, символом покоя, безмятежности и красоты. Море символизирует человеческую душу, стремящуюся достичь идеала. Буря – это земные испытания, тревоги и печали. При детальном изучении стихотворения все это очень хорошо показывает анализ. Жуковский «Море» условно разделил на три части, каждая из них имеет свое настроение, содержание, ритмическую структуру и интонации.

В первой части стихотворения царит спокойствие, умиротворенность и безмятежность. Никто не мешает морю любоваться небом, его утренним и вечерним преображением. Взаимоотношение двух образов очевидно, что и показывает анализ. Жуковский «Море» написал с целью передать единение возвышенного и земного состояний человека. В этой части стихотворения преобладает размеренный ритм, завораживающий, мелодичный и чуточку романтичный.

Во второй части начинается буря, провоцирующая водную стихию, что и показывает анализ. Жуковский море здесь соотносит с человеком, пытающимся добиться справедливости, вернуть себе потерянный идеал, отнять у врага святыню. Стихия рвет, бьется, воет, терзает мглу. Тревожное настроение передается ускоряющимся ритмом, повышенной интонацией. Тем самым автор показывает, насколько разъярено море, что оно не согласно мириться с действительностью.

В третьей части стихотворения настроение водной стихии после бури показывает элегия «Море». Жуковский анализ делает произошедшего события. Получается, что тучи разошлись, вернув небу прежний безмятежный вид, море тоже успокоилось, но только внешне, внутри у него все бурлит и кипит. Стихия пребывает в смятении, боится вновь потерять своего друга. Автор передает настроение лирического героя пониженной тональностью, плавностью ритма, хотя тревожные нотки все же ощущаются.

С помощью поэтических средств Жуковский смог составить представление о море, как об одушевленном существе. Все стихотворение пропитано мелодичностью, что еще раз подчеркивает талант поэта.

Комментарии