Глухонемой язык так или иначе, существует уже много веков человеческой истории. Впрочем, так было далеко не всегда и не везде. Так, например, во многих неевропейских обществах жестовые языки использовались весьма активно. Далеко не всегда это был глухонемой язык. Зачастую, даже наоборот, такую систему коммуникации использовали вполне полноценные члены общества. Ведь она весьма
удобны для тех, чья деятельность не позволяет создавать шум, для охотников, воинов, да и просто в тех ситуациях, когда нет времени на переговоры. Так, например, многим известен язык жестов народа доколумбовой Америки Майя. Жестовые знаки очень активно использовались в тех регионах, где рядом уживалось множество народов, использующих разные языки в своей речи: в центральной Африке, в прериях Северной Америки и даже на Кавказе. А племя
аборигенов Австралии и вовсе развило жестикуляцию в полноценную систему коммуникации и общения. Как видим, такой способ обмена информацией вовсе не так уж редок для многих цивилизаций в человеческой истории. А как же дело обстояло в Европе? Несколько иначе.
Глухонемой язык в европейской истории
Долгое время в Европе положение людей с таким пороком было подобно положению рыжих или левшей – общество на них смотрело косо, и весьма часто они подвергались
преследованию. Они считались неполноценными членами общества,
умственно отсталыми, изгонялись из общин, достаточно часто насильно отправлялись в приюты, а порой их даже убивали. Первым известным человеком, которому пришла в голову идея обучать глухонемых, был итальянский доктор Жеромино Кардано, живший в XVI веке. Он выступил за обучение этих людей письменности. Уже первые успехи инвалидов продемонстрировали, что они так же способны обучаться, и имея определенные нарушения, вовсе не являются умственно неполноценными. Кроме того, этот врач начал создавать первый глухонемой язык в виде примитивнейшей системы знаков. Таким образом были заложены первые предпосылки к созданию в будущем жестовых языков для этой категории. В Новое время
язык жестов глухонемых действительно стал все стремительнее и стремительнее развиваться. На протяжении XVII века он трансформировался в полноценную систему общения, которая используется и в наши дни. По большей мере, он был создан трудами церковников Шарля Мишеля и Самуэля Гейнике. В XVIII веке была создана первая в мире школа для людей с подобной инвалидностью
под руководством глухого французского учителя Лорана Клерка. На протяжении следующих двухсот лет подобные школы возникали по всему Старому свету, а также в
Северной Америке. Немалых успехов достигли и сурдопедагоги. В 1973 году в американском Вашингтоне был образован первый в мире университет для глухонемых людей. Он был назван в честь Томаса Галлодета (одного из тех сурдопедагогов, внесшего немалый вклад в развитие языка жестов) и направлен на обучение студентов-инвалидов со всего мира. Кроме того, в наше время самоучитель глухонемого языка можно купить, зайдя в любой ближайший магазин.