Оптимизация: преобразования, осуществляемые в целях улучшения образования
Школа - социальное государственное учреждение, основная задача которого – формирование у учеников определённой системы знаний, умений и навыков и воспитание личности в некоем духовно-нравственном, политическом и идеологическом ключе. За последние десятилетия в системе образования проводилось множество реформ, преследовавших, по большому счёту, положительные цели. Однако далеко не всё задуманное оказалось достигнутым, а многие результаты – очень даже сомнительными.
Реформа и оптимизация
Любая реформа представляет собой преобразования, осуществляемые в целях улучшения тех областей жизни или деятельности, в которых она проводится. Если говорить о школьном образовании, то тут речь идёт в первую очередь об оптимизации учебного процесса. Что это значит? Оптимальный - то есть лучший. Самый удобный, легкодоступный и результативный из множества подобных. В переносе понятия на нужды школьного образования «оптимизация» и есть те самые преобразования, осуществляемые в целях улучшения обучения и воспитания детей. Это подбор таких методических действий, которые позволят дать высококачественные знания при минимально возможных затратах времени и усилий как учителя, так и учеников. Естественно, что речь идёт о целой системе продуманных и сознательно отобранных форм, способов и приёмов обучения, вместе составляющих тот или иной метод. Более того, часто педагогические преобразования, осуществляемые в целях улучшения, требуют обновления всей методики преподавания в целом, а не отдельных её сфер или областей. Это связано с тем, что идеально универсальных методов в дидактике не существует. Какие-то наиболее оптимальными оказываются при одних условиях, другие – при противоположных.
Оптимизация и урок
Учитель, как творческая личность, должен находиться в состоянии непрерывного педагогического поиска и эксперимента, постоянно обогащая свою методическую копилку личными открытиями, опытом коллег и применяя накопленное на практике. В каждом конкретном случае это выглядит так: готовясь к уроку, учитель опирается на преобразования, осуществляемые в целях улучшения усвоения знаний, повышения интереса ребят к предмету, и т. д.
Таким образом, именно преподаватель должен овладевать инновационными методиками, работать над собой, повышать квалификацию, чтобы его работа велась на основе оптимизации, а не по старинке.